Сибирские огни, 1977, №11
На основе- безраздельно господствую щей социалистической собственности ус пешно действует единый мощный народ нохозяйственный организм, сочетающий научно-техническую революцию с преиму ществами социализма. На основе растущей социальной од но родности и фактического равенства наций, народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ. В результате перехода всех слоев насе ления на идейно-политические позиции ра бочего класса Советское государство, воз никшее как диктатура пролетариата, пере росло в общенародное государство. Все эти крупные принципиальные общ е ственные перемены, законодательно за крепленные в новой Конституции, привели к возникновению и непрерывному совер шенствованию единого во всей стране со циалистического образа жизни. В послед нее время он переступил рубежи нашей Родины и приобрел международное значе ние. «Сущность социалистического образа Жизни,— совершенно справедливо отмеча ет социолог В. С. Семенов,— носит единый, а не плюралистический характер, она выра жает общие, обязательные черты, при сущие всем странам, независимо от их конкретно-исторической национальной и другой специфики». Этот образ жизни свойствен С С С Р и Болгарии, ГДР и Польше, Чехословакии и Венгрии и другим братским социалистическим странам, сохраняя в каждой из них свой национально-историче ский колорит. В чем же заключается единая сущность обобщ енного понятия социалистического образа жизни? Ответ на вопрос сформули рован в Постановлении ЦК К П СС «О ]60-й годовщине Великой Октябрьской социали стической революции». В нем мы читаем-. «Все для блага человека, во имя челове ка — таков глубочайший смысл нового, со циалистического образа жизни». В этом сущностном, предельно кратком определе нии с исчерпывающей полнотой выявлена главная социальная функция: ф ормирова ние гармонически развитой личности в об ществе реального гуманизма. «Создание все более благоприятных условий для все стороннего развития человека — вот чем определяется советский образ жизни» (М. А. Суслов). Советский социалистический образ жизни Процесс ф ормирования социалистиче ского образа жизни в нашей стране начал ся вместе со строительством социализма и включил в себя элементы как преемст венности, так и отрицания прошлого. Это был процесс не стихийный, а сознательно направляемый партией. Прежде всего пришлось преодолеть плюрализм образа жизни переходного периода от капитализ ма к социализму в стране, где среди пяти хозяйственных укладов преобладал мелко буржуазный. Процесс оказался более сложным, чем экономические преобразо вания: необходимо было преодолеть узкий, социально ограниченный крестьянский об раз жизни. Он,— как писал К. Маркс,— не допускает «никакого разделения труда... никакого применения науки, а следователь но, и никакого разнообразия развития, ни какого различия талантов, никакого богат ства общественных отношений, каждая от дельная крестьянская- семья почти что д о влеет сама себе... приобретая... свои средства к жизни более в обмене с приро дой, чем в сношениях в обществе». (Соч., т. 8, стр. 207). Становление нового, пролетарского об раза жизни В. И. Ленин объяснял двумя социальными обстоятельствами. Во-первых, самим характером крупного машинного производства. «Крупное производство и машины — материальная и п с и х и ч е с к а я база пролетариата». (Поли. собр. соч., т. 43, стр. 401). Во-вторых,— законом возвышения по требностей. «Развитие капитализма неиз бежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата. Это возрастание создается вообще учащением обменов продуктами, приводящим к более частым столкновениям между жителями города и деревни, раз личных географических местностей и т. п. К этому же приводит и сплоченность, ску ченность рабочего пролетариата, повышаю щая его сознательность и чувство человече ского достоинства и дающ ая ему возм ож ность успешной борьбы против хищнических тенденций капиталистических порядков». (Пог1н. собр. соч., т. 1, стр. 101).. Следовательно, социалистический образ жизни возникает не на чистом месте. Он наследует все прогрессивное из прошлого и в первую очередь черты, свойственные пролетарскому образу жизни. Говоря о преемственности, необходимо в то же вре мя подчеркнуть, что речь идет о принци пиально новом типе образа жизни. «Со ветский образ жизни основан на подлинном избавлении людей от всякой эксплуатации и неравенства, на устремленности в ком мунистическое будущее, жизнеутверждаю щей социальной активности' свободных граждан свободной страны» (М. В. Зимя- нин). То, что было сказано выше о социали стическом образе жизни, раскрывает сущ ность, характер и содержание этого научно го понятия. Однако не менее важно пока зать его действенную сторону, показать, как он функционирует, «работает». Для этого нужно проанализировать образ жиз ни как систему, рассмотреть составные ча сти, взаимосвязь между ними. Определяющ ая роль во всей совокупно сти способов жизнедеятельности принадле жит производственной, профессионально трудовой, деятельности. О на — основа существования и общества, и человека, ключ к развитию всех остальных способов жизнедеятельности. Поворот к новому образу жизни Ленин увидел в первом Коммунистическом суб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2