Сибирские огни, 1977, №11
стоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития лич ности. Это — обществе зрелых социалистиче ских общественных отношений, в котором на основе сближения всех социальных сло ев, равенства всех наций и народностей возникла новая историческая общность лю дей — советский народ. Это — общество высокой организованно сти, идейности и сознательности трудя щихся. Это — общество, законом которого явля ется забота всех о благополучии каждого и забота каждого о благополучии всех. Это — общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечи вает эффективное управление всеми об щественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод человека с гражданской ответственностью. Итак, два юбилея — два итога. Один из них — поминки по давнему «славному прошлому»; другой — вершина социально го прогресса, веха на пути к коммунизму. О браз жизни и формирование личности Активное исследование и пропаганда со циалистического образа жизни, его влия ния на формирование личности вызваны насущным'и потребностями коммунистиче ского строительства. Социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы каждая его сторона получала научное обоснова ние. Одна из существенных черт и, вместе с тем, величайших преимуществ коммуни стической цивилизации — это опережаю щее развитие науки по отношению к об щественной практике. С исследованиями, посвященными обра зу жизни, выступают экономисты, социоло ги, философы, историки. Большинство ученых справедливо сходит ся на том, что образ жизни — это сово купность способов жизнедеятельности в неразрывном единстве с условиями объек тивной действительности. Такой подход пло дотворен, прежде всего, тем, что оЛределя- ется место, которое занимает данное социальное явление во всей системе общ е ственных отношений. « Общество есть,— подчеркивал Маркс,— законченное сущностное единство челове ка с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм че ловека и осуществленный гуманизм при роды» (К. М аркс и Ф. Энгельс, соч., т. 42, стр. 118). Марксистско-ленинское учейие исходит из того, что развитие человека, ф ормиро вание личности определяются материаль ными условиями; однако сами материаль ные условия, как известно, создаются деятельностью людей, изменяются и пре образую тся ими. Это взаимодействие осу ществляется не непосредственно, а через посредствующее звено, сущность которого К. Маркс и ф. Энгельс обосновали как «оп ределенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизне деятельности, их определенный о б р а з ж и з н и». (Соч., т. 3, стр. 19). Социологическая категория «образ жиз ни»— это форма общественных и личных отношений людей. Она служит для обозна чения характера деятельности, жизненной позиции личности, социальной группы, класса, общества в целом. Определенные общественные отношения, закрепленные в культуре, быте, нравах, обычаях, тради циях, объективируются и составляют систе му образа жизни, которая и воздействует непосредственно на человека. О б р а з жиз ни формирует личность, развивая в ней свои качества и свойства. И в то же время человек воздействует на образ жизни, из меняет его, через его посредство влияет на развитие природных и социальных усло вий жизни людей. Порожденный определенной обществен но-экономической формацией, образ жизни позволяет проникнуть во все ее сферы, представить ее как живое целое со всеми особенностями экономических, идеологиче ских, культурных, а также бытовых, семей ных и других социальных отношений. Но главным содержанием этой общ есо- циологической категории является классо вый признак. Каков класс — таков образ жизни. Определяющ ая роль классового по отношению к национальным, демографиче ским и другим особенностям людей не о з начает, что последние не обладаю т отно сительной самостоятельностью, способно стью оказывать воздействие нд развитие социально-классового содержания образа жизни. Так, национальная общность прояв ляется в самых различных сторонах образа жизни: в формах расселения, в хозяйст венной деятельности, в быту, в обществен но-политической активности, в духовной жизни, языке, психологии людей. В известной мере это относится к д ем о графическим и другим социальным разли чиям. Они — устойчивы и традиционны и тем не менее подвергаются непрерывным изменениям. Многие социальные различия в развитом социалистическом обществе гаснут, уступают место социальной од но родности человечества. Социализм создает совершенно новые условия и средства развития образа жизни и формирования личности. Социалистический образ жизни — это со вокупность, гармоническое сочетание спо собов жизнедеятельности людей в нераз рывном единстве с условиями социалисти ческой действительности. При социализме, в силу тождества интересов отдельной лич ности, коллектива, общества, единый клас совый характер отличает не только лич ность, социальную группу, класс, но и об щество в целом. Целостность развитого, зрелого социализма находит свое вопло щение в гармоническом сочетании всех сфер общественной жизни*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2