Сибирские огни, 1977, №11

стоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития лич­ ности. Это — обществе зрелых социалистиче­ ских общественных отношений, в котором на основе сближения всех социальных сло­ ев, равенства всех наций и народностей возникла новая историческая общность лю ­ дей — советский народ. Это — общество высокой организованно­ сти, идейности и сознательности трудя­ щихся. Это — общество, законом которого явля­ ется забота всех о благополучии каждого и забота каждого о благополучии всех. Это — общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечи­ вает эффективное управление всеми об­ щественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод человека с гражданской ответственностью. Итак, два юбилея — два итога. Один из них — поминки по давнему «славному прошлому»; другой — вершина социально­ го прогресса, веха на пути к коммунизму. О браз жизни и формирование личности Активное исследование и пропаганда со­ циалистического образа жизни, его влия­ ния на формирование личности вызваны насущным'и потребностями коммунистиче­ ского строительства. Социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы каждая его сторона получала научное обоснова­ ние. Одна из существенных черт и, вместе с тем, величайших преимуществ коммуни­ стической цивилизации — это опережаю ­ щее развитие науки по отношению к об­ щественной практике. С исследованиями, посвященными обра­ зу жизни, выступают экономисты, социоло­ ги, философы, историки. Большинство ученых справедливо сходит­ ся на том, что образ жизни — это сово­ купность способов жизнедеятельности в неразрывном единстве с условиями объек­ тивной действительности. Такой подход пло­ дотворен, прежде всего, тем, что оЛределя- ется место, которое занимает данное социальное явление во всей системе общ е­ ственных отношений. « Общество есть,— подчеркивал Маркс,— законченное сущностное единство челове­ ка с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм че­ ловека и осуществленный гуманизм при­ роды» (К. М аркс и Ф. Энгельс, соч., т. 42, стр. 118). Марксистско-ленинское учейие исходит из того, что развитие человека, ф ормиро­ вание личности определяются материаль­ ными условиями; однако сами материаль­ ные условия, как известно, создаются деятельностью людей, изменяются и пре­ образую тся ими. Это взаимодействие осу­ ществляется не непосредственно, а через посредствующее звено, сущность которого К. Маркс и ф. Энгельс обосновали как «оп­ ределенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизне­ деятельности, их определенный о б р а з ж и з н и». (Соч., т. 3, стр. 19). Социологическая категория «образ жиз­ ни»— это форма общественных и личных отношений людей. Она служит для обозна­ чения характера деятельности, жизненной позиции личности, социальной группы, класса, общества в целом. Определенные общественные отношения, закрепленные в культуре, быте, нравах, обычаях, тради­ циях, объективируются и составляют систе­ му образа жизни, которая и воздействует непосредственно на человека. О б р а з жиз­ ни формирует личность, развивая в ней свои качества и свойства. И в то же время человек воздействует на образ жизни, из­ меняет его, через его посредство влияет на развитие природных и социальных усло­ вий жизни людей. Порожденный определенной обществен­ но-экономической формацией, образ жизни позволяет проникнуть во все ее сферы, представить ее как живое целое со всеми особенностями экономических, идеологиче­ ских, культурных, а также бытовых, семей­ ных и других социальных отношений. Но главным содержанием этой общ есо- циологической категории является классо­ вый признак. Каков класс — таков образ жизни. Определяющ ая роль классового по отношению к национальным, демографиче­ ским и другим особенностям людей не о з ­ начает, что последние не обладаю т отно­ сительной самостоятельностью, способно­ стью оказывать воздействие нд развитие социально-классового содержания образа жизни. Так, национальная общность прояв­ ляется в самых различных сторонах образа жизни: в формах расселения, в хозяйст­ венной деятельности, в быту, в обществен­ но-политической активности, в духовной жизни, языке, психологии людей. В известной мере это относится к д ем о­ графическим и другим социальным разли­ чиям. Они — устойчивы и традиционны и тем не менее подвергаются непрерывным изменениям. Многие социальные различия в развитом социалистическом обществе гаснут, уступают место социальной од но­ родности человечества. Социализм создает совершенно новые условия и средства развития образа жизни и формирования личности. Социалистический образ жизни — это со­ вокупность, гармоническое сочетание спо­ собов жизнедеятельности людей в нераз­ рывном единстве с условиями социалисти­ ческой действительности. При социализме, в силу тождества интересов отдельной лич­ ности, коллектива, общества, единый клас­ совый характер отличает не только лич­ ность, социальную группу, класс, но и об­ щество в целом. Целостность развитого, зрелого социализма находит свое вопло­ щение в гармоническом сочетании всех сфер общественной жизни*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2