Сибирские огни, 1977, №10

о Ленине. Следом помещена статья («В но­ гу с тревожным веком...»), в ней дан твор­ ческий портрет поэта. Сразу следует за­ метить, что наследие И. Уткина (1903— 1944) до сих пор мало изучено. Работа В. Г. Кор- ж е ва— важный вклад в это дело. Очерк об И. Уткине с точки зрения литературо­ ведческого мастерства — один из наибо­ лее удачных в книге «Эстафета». В. Г. Коржев создал оригинальную кон­ цепцию творчества И. Уткина, научно обос­ нованную и убедительно аргументирован­ ную. Отстаивая свои взгляды, автор поле­ мизирует со своими предшественниками, в частности с А. Саакянц — автором книги об И. Уткине (Москва, 1969). Исследователь обращает внимание на неточные форму­ лировки, опровергает неверные утвержде­ ния. Так, например, А. Саакянц, анализируя «Повесть о рыжем Мотэле...», пишет: «Сек­ рет поэмы в том, что написал ее Уткин от лица и с точки зрения сотен самых разных собирательных и нарицательных Мотэле, бедных и скромных тружеников, чью жизнь «перекроила» революция. Устный рассказ, ведущийся от лица каждого поперемен­ но,— вот своеобразие жанра этой поэмы... Мотэле в поэме — формально один, а по сути их много». Споря с некоторыми выводами в этом обобщении, В. Г. Коржев пишет: «Мотэле— художественный тип, и как таковой — он, естественно, совмещает в себе, олицетво­ ряет характеры и судьбы многих простых тружеников, людей своего класса. Но ре­ волюция не только «перекроила» жизнь этих безымянных, угнетенных и униженных людей, «разных Мотэле»; революция прев­ ратила их в личности, индивидуальности, возвратила им человеческое имя и досто­ инство» (с. 63). В этой статье, как и в последующих двух (о поэтах Н. Перевалове и Г. Карпунине), В. Г. Коржев органично сочетает анализ идейного содержания произведений с исследованием поэтики. И делает это так­ тично, бережно, чтобы не разрушить цель­ ности эстетического восприятия произве­ дения, дать почувствовать читателю красо­ ту стиха. В монографических очерках о поэтах автор сумел подчеркнуть индиви­ дуальные особенности каждого из них. Он показал тесную связь поэтического мира советских художников с современ­ ными им общественными, историческими событиями и явлениями, с жизнью своего народа. И представлено это, в частности, как процесс формирования мировоззре­ ния, эстетических взглядов поэта и как способы, формы их отражения в творче­ стве. Книга В. Г. Коржева, не уступающая по глубине серьезному исследованию, напи­ санная хорошим языком, доверительно и искренне, найдет самого широкого читате­ ля. Может вызвать недовольство почти пол­ ное отсутствие справочного аппарата. Не­ которые ссылки на источники, приведен­ ные в усеченном виде, будут понятны лишь специалистам, хорошо осведомленным в се­ годняшней литературно-критической поле­ мике. В расчете на будущее и для боль­ шей научной строгости не хватает полно­ ты библиографических сведений, кстати сказать, источниковедческая база в работе Коржева достаточно обширна. Новая работа В. Г. Коржева, литератур­ ного критика, специалиста в области изу­ чения поэзии, уже известного читателям по книге «На поэтических орбитах» (Ново­ сибирск, 1969 г.), по ряду очерков, статей,, монографических исследований о поэтах, имеет и познавательное, и теоретическое,, и практическое значение. Е. КУКЛИНА Михаил Скуратов. Родовые черты. Стихи. М., «Современник», 1976. Расстояние... Отдаленность от предмета творчества в пространстве и во времени — проявления ее многолики, неожиданны, по­ рою — коварны. «Большое видится на расстоянье»,— ска­ зал Сергей Есенин. Но это большое в жиз­ ни всегда складывается из малого — из массы черточек, деталей, оттенков красок, суммы движений. Это большое— слагаемое множества ча­ стностей, выстроенных в порядке, продик­ тованном не столько вчерашним, сколько завтрашним днем. Следовательно, отдаление от предмета творчества сказывается благотворно ско­ рее всего в том случае, когда поэт, пере­ груженный частностями, взмывает над обы­ денностью в поисках крупных общих черт современности, в поисках эпических волк ее движения. И, воплощая в слове круп­ ные черты и эпические волны времени, он вновь приближается к земле, к жизни сию­ минутной, к своему материалу, находя в нем те частности, которые вместили в се­ бя общее, определяющее, находя житей­ ский случай, возвышенный временем до события. Иными словами, работа поэта в чем-то напоминает работу живописца, который после каждого удара кисти отходит от своего полотна и соотносит новый мазок со всей совокупностью прежних, с замыс­ лом своим, с жизнью. Но в наши дни отдаленность от предме­ та творчества все более становится не приемом, а самим предметом творчества. Достаточно уже говорилось в критике о ностальгической деревенской лирике го­ родских поэтов, добровольный и желан­ ный отрыв от села стал для них предметом нескончаемых личных стенаний. Здесь от­ даленность в социальном плане. Есть еще и отдаленность, так сказать, географическая. Новая книга М. Скуратова в основе своей рождена этой отдаленностью автора от материала— от Сибири, Забайкалья. Рож­ дена и навеяна промежутком между на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2