Сибирские огни, 1977, №10
о Ленине. Следом помещена статья («В но гу с тревожным веком...»), в ней дан твор ческий портрет поэта. Сразу следует за метить, что наследие И. Уткина (1903— 1944) до сих пор мало изучено. Работа В. Г. Кор- ж е ва— важный вклад в это дело. Очерк об И. Уткине с точки зрения литературо ведческого мастерства — один из наибо лее удачных в книге «Эстафета». В. Г. Коржев создал оригинальную кон цепцию творчества И. Уткина, научно обос нованную и убедительно аргументирован ную. Отстаивая свои взгляды, автор поле мизирует со своими предшественниками, в частности с А. Саакянц — автором книги об И. Уткине (Москва, 1969). Исследователь обращает внимание на неточные форму лировки, опровергает неверные утвержде ния. Так, например, А. Саакянц, анализируя «Повесть о рыжем Мотэле...», пишет: «Сек рет поэмы в том, что написал ее Уткин от лица и с точки зрения сотен самых разных собирательных и нарицательных Мотэле, бедных и скромных тружеников, чью жизнь «перекроила» революция. Устный рассказ, ведущийся от лица каждого поперемен но,— вот своеобразие жанра этой поэмы... Мотэле в поэме — формально один, а по сути их много». Споря с некоторыми выводами в этом обобщении, В. Г. Коржев пишет: «Мотэле— художественный тип, и как таковой — он, естественно, совмещает в себе, олицетво ряет характеры и судьбы многих простых тружеников, людей своего класса. Но ре волюция не только «перекроила» жизнь этих безымянных, угнетенных и униженных людей, «разных Мотэле»; революция прев ратила их в личности, индивидуальности, возвратила им человеческое имя и досто инство» (с. 63). В этой статье, как и в последующих двух (о поэтах Н. Перевалове и Г. Карпунине), В. Г. Коржев органично сочетает анализ идейного содержания произведений с исследованием поэтики. И делает это так тично, бережно, чтобы не разрушить цель ности эстетического восприятия произве дения, дать почувствовать читателю красо ту стиха. В монографических очерках о поэтах автор сумел подчеркнуть индиви дуальные особенности каждого из них. Он показал тесную связь поэтического мира советских художников с современ ными им общественными, историческими событиями и явлениями, с жизнью своего народа. И представлено это, в частности, как процесс формирования мировоззре ния, эстетических взглядов поэта и как способы, формы их отражения в творче стве. Книга В. Г. Коржева, не уступающая по глубине серьезному исследованию, напи санная хорошим языком, доверительно и искренне, найдет самого широкого читате ля. Может вызвать недовольство почти пол ное отсутствие справочного аппарата. Не которые ссылки на источники, приведен ные в усеченном виде, будут понятны лишь специалистам, хорошо осведомленным в се годняшней литературно-критической поле мике. В расчете на будущее и для боль шей научной строгости не хватает полно ты библиографических сведений, кстати сказать, источниковедческая база в работе Коржева достаточно обширна. Новая работа В. Г. Коржева, литератур ного критика, специалиста в области изу чения поэзии, уже известного читателям по книге «На поэтических орбитах» (Ново сибирск, 1969 г.), по ряду очерков, статей,, монографических исследований о поэтах, имеет и познавательное, и теоретическое,, и практическое значение. Е. КУКЛИНА Михаил Скуратов. Родовые черты. Стихи. М., «Современник», 1976. Расстояние... Отдаленность от предмета творчества в пространстве и во времени — проявления ее многолики, неожиданны, по рою — коварны. «Большое видится на расстоянье»,— ска зал Сергей Есенин. Но это большое в жиз ни всегда складывается из малого — из массы черточек, деталей, оттенков красок, суммы движений. Это большое— слагаемое множества ча стностей, выстроенных в порядке, продик тованном не столько вчерашним, сколько завтрашним днем. Следовательно, отдаление от предмета творчества сказывается благотворно ско рее всего в том случае, когда поэт, пере груженный частностями, взмывает над обы денностью в поисках крупных общих черт современности, в поисках эпических волк ее движения. И, воплощая в слове круп ные черты и эпические волны времени, он вновь приближается к земле, к жизни сию минутной, к своему материалу, находя в нем те частности, которые вместили в се бя общее, определяющее, находя житей ский случай, возвышенный временем до события. Иными словами, работа поэта в чем-то напоминает работу живописца, который после каждого удара кисти отходит от своего полотна и соотносит новый мазок со всей совокупностью прежних, с замыс лом своим, с жизнью. Но в наши дни отдаленность от предме та творчества все более становится не приемом, а самим предметом творчества. Достаточно уже говорилось в критике о ностальгической деревенской лирике го родских поэтов, добровольный и желан ный отрыв от села стал для них предметом нескончаемых личных стенаний. Здесь от даленность в социальном плане. Есть еще и отдаленность, так сказать, географическая. Новая книга М. Скуратова в основе своей рождена этой отдаленностью автора от материала— от Сибири, Забайкалья. Рож дена и навеяна промежутком между на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2