Сибирские огни, 1977, №10
Мы против бескостного, беззубого, «объ ективного» бытовизма. Мы против того, чтобы художник рисовал мопса, вполне схожего с натурой. По словам Гете, от это го станет только одним мопсом больше». Далее докладчик отмечал, что сторонники так называемой объективности считают, будто произведение искусства перестает быть таковым, если оно проникнуто опре деленной тенденцией. «А как, по-вашему,— спрашивал он,— «Ревизор» Гоголя — тен денциозная вещь или нет?» И он приводит слова Клары Цеткин о том, что тенденция есть не что иное, как идея, без которой искусство превращается в пустое нагро мождение форм. Заканчивая выступление, В. Зазубрин говорил: «Рассуждения об объективности, о бесклассовой лирике прямо смешны. Лирика, как и всякое твор чество художника, конечно, насквозь субъ ективна... Именно целевая установка для писателя необходима, нейтрального отно шения к революции быть не может, наша организация не может быть аморфной и бескостной, и надо надеяться, что она в ближайшее же время выявит свое опреде ленное лицо» 13. Споры по этому вопросу возобновились при обсуждении проекта платформы. Про тив четвертого параграфа ее выступили поэты П. Казанский и И. Ерошин. П. Казан ский утверждал, что этот пункт явится «дубинкой», которая отпугнет попутчиков. И. Ерошин также возражал против четвер того пункта, видя в нем пролетарские «оч ки», которые, по его мнению, хотят навя зать каждому писателю. В. Зазубрин, хоро шо понимая значение этого пункта программы и последовательно защищая партийность молодой советской литерату ры, отвечал им, что «каждый попутчик, перешагнувший порог резолюции ЦК, воз ражать против практических выводов из нее не может, не сможет» 14. Платформу Союза съезд принял едино гласно без изменений. И еще одна проблема стала «горячей точкой» съезда. После доклада В. Зазуб рина «Сибирская литература 1917—26 гг.» разгорелись споры о том, существует ли сибирская литература, правомерен ли сам термин «сибирская литература». Старый партийный публицист В. Вегман утверждал, что могут и должны быть сибирские писа тели, но о «сибирской литературе» так же нельзя говорить, как о тульской или рязан ской. По его мнению* термин этот заклю чает в себе противопоставление сибирской литературы литературе русской и потому «пахнет политическим областничеством». Ему возражали И. Гольдберг и П. Казан ский, доказывая, что сибирская литература несомненно существует, поскольку суще ствуют своеобразная природа, история, быт и психология населения Сибири. Но суще ствует она внутри общерусской литературы не как ее противоположность, а как ее своеобразная ветвь, кровно с ней связан ная. Сказал свое мнение по этому вопросу и докладчик. Он заявил, что сибирская ли тература была, есть и будет и что она пе рестает существовать, как только выходит из сибирских рамок и сливается с литера турой общерусской. Но это суждение не прояснило вопроса, поскольку не имело необходимой четкости и определенности. Чуть позднее В. Зазубрин заметил, что «сибирскую литературу, точнее русскую литературу на сибирском материале, будут создавать и сибиряки, и пришельцы»15. И в этом замечании он был, действительно, более точен и прав. Платформа Союза обращала внимание писателей на необходимость разработки в первую очередь сибирских тем, изображе ния жизни нерусских народностей Сибири, «использования глубочайших родников их устного творчества». Объясняя эту необхо димость богатством природы Сибири, ее прошлым, пестротой населения и активно стью ее современной жизни. Союз тем не менее не ограничивал своих членов исклю чительно сибирской тематикой, да и пи сать о Сибири советовал не только для Сибири. Одной из основных своих задач Союз объявил создание литературы для «широ ких низовых читательских масс». Съезд единодушно принял устав, кото рый определял состав и организационную структуру Союза, управление им, содер жание его работы и средства. Он разре шил вступать в ССП членам других писа тельских организаций, если они «формаль но и фактически руководствуются в своей работе указанным постановлением ЦК ВКП(б)», например, членам ВАПП. Наконец, съезд избрал Правление Союза в составе: В. Зазубрин, В. Итин, Г. Пушкарев, И. Гольд берг, К. Урманов, М. Никитин, Р. Кронгауз. 25 марта Пленум Правления образовал президиум из пяти человек и выбрал пред седателем Правления В. Зазубрина. Закрывая съезд, В. Зазубрин так опре делил его значение: «Съезд — это рубеж, переход его знаменует начало организо ванного строительства нашей литературы». И он обращал внимание писателей на то, что центр тяжести их работы не на съезде, а за ним, позади него и что лучшей фор мой их отчета будут «листы бумаги, запол ненные крепкой вязью строк их рассказов, повестей, романов»16. Печатным органом Союза стал журнал «Сибирские огни», роль которого в соби рании и воспитании молодых писателей, как и вообще в развитии литературы Си бири, была высоко оценена на съезде. Тогда же было решено принять все меры для укрепления его положения. 15 апреля 1926 года бюро Сибкрайкома утвердило новую редакцию журнала в следующем составе: М. Басов, В. Зазубрин, В. Вегман, Г. Пушкарев, И. Новохатный, а 14 декабря назначило редактором М. Басова После съезда Правление ССП продолжа ло организационную работу: нужно было провести прием писателей в Союз и офор мить его местные отделения, словом, со здать Союз практически. Кроме того, Правление его по-прежнему предпринима ло попытки установить связи с центральны ми литературными организациями, чтобы войти в одну из них. Уже в апреле Правле ние ВСП сообщало, что оно согласно на открытие своего филиала в Сибири.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2