Сибирские огни, 1977, №10
чрезвычайно велика» и что «сибирский ху дожник, писатель и поэт должны вложить и свою посильную лепту в дело экономи ческого и культурного развития новой Си бири» 9. 21—24 марта 1926 года в Новосибирске состоялся первый общесибирский съезд писателей. На нем присутствовало 44 де легата от Омска, Новосибирска, Барнаула, Бийска, Кузнецка, Кемерова, Томска, Крас ноярска, Ачинска, Иркутска. И хотя деле гаты от Канска (Ф. Тихменев) и Усть-Каме ногорска (М. Алтайский, Б. Лапин) не смог ли приехать на съезд, он представлял в основном все литературные силы Сибири. Повестка съезда была очень насыщен ной: выборы руководящих органов союза, шесть докладов по важнейшим вопросам жизни будущей организации. С основны ми докладами «Писатель, литература, ре волюция» и «Сибирская литература 1917— 26 гг.» выступил председатель орг бюро В. Зазубрин. Съезд провозгласил создание Сибирско го союза писателей (ССП), принял устав и платформу Союза, объединившего на их основе организационно, а в известной сте пени и идейно литературные силы огром ного края. Платформа объявляла Союз са мостоятельной организацией, которая не присоединялась ни к одной из существо вавших тогда в стране литературных орга низаций и групп. На съезде это мотивиро валось тем, что ни «Перевал», ни «Кузни ца», ни Всероссийский союз писателей не имели «отчетливо выявленного идеологи ческого фундамента», а последний к тому же предъявлял «жесткие квалификацион ные нормы», которые ставили вне органи зации начинающую литературную моло дежь. Говоря о ВАПП, Р. Кронгауз доволь но категорично заявила: «...мы ни в какой мере не принимаем методов работы этой ассоциации, не разделяем ее взглядов на попутчиков, на задачи нашей критики, не сходимся с ней в вопросах оценки проле тарской литературы» 10. В основу всей своей деятельности Союз положил резо люцию ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художест венной литературы». В платформе также отмечалось, что, по скольку «в Сибири еще нет процесса диф ференциации писателей» и вообще мало культурных сил, Союз «будет оказывать содействие всякому советскому писате- , лю — рабочему, крестьянину, интеллиген ту», но, учитывая преобладание крестьян- . ской стихии и слабость пролетарской про слойки в этом крае, он будет «с особенным вниманием выявлять, выпестовывать писа телей из среды рабочего класса». Одно из важнейших положений плат формы было сформулировано в ее чет вертом пункте, который требовал от чле- | нов Союза «прежде всего классовой искренности и верности с точки зрения j рабочего класса в изображении лица ре- ! волюции, лица ее авангарда — пролетариа- : та»11. Принципиальная значимость этого положения обусловливалась тем, что оно определяло позицию писателя в изображе нии действительности, требовало ответа на вопрос: с кем он? Но именно это положе ние вызвало наибольшие разногласия и борьбу мнений на съезде. Сначала это произошло после доклада В. Зазубрина «Писатель, литература, рево люция», где к современному писателю бы ло предъявлено требование «острым твор ческим взглядом... уловить здоровые тенденции» в кажущемся хаосе революци онных буден и «заразить» нас здоровыми эмоциями, созвучными нашей великой эпохе». Это естественно вытекает из само го смысла и роли писательского труда в обществе, выражение которых В. Зазубрин находит у А. Луначарского: «Писатель — учитель, он зовет к тому, что должно быть. Он проповедник. Так всегда до сих пор было в России, и так должно остаться». В заключение докладчик говорил: «Ней тральным в наше нетерпеливое, тесное время быть нельзя. Мы заявляем: место писателя в лагере тех, кто борется за сча стье авангарда человечества — пролета риата, то есть в конечном счете — за сча стье всего человечества» 12. Предполагаемое возражение, что это требование насилует волю писателя, ли шает его необходимой творческой свобо ды, В. Зазубрин предупредил мыслью В. И. Ленина из статьи «Партийная органи зация и партийная литература» о том, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» и что «свобода буржуаз ного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка». Из старых писателей докладчика поддер жал И. Гольдберг, который сказал: «Ху дожник не может быть не связанным с жизнью. Глаза художника здесь — главное. Но важно, как он смотрит. Безыдейного творчества нет». Однако эта принципиальная позиция вы звала острые возражения некоторых лите раторов. Один из недовольных ею, Г. Со кольский, утверждал, что «современная литература должна складываться из раз ных кусков. Не только из черных, но и из белых. Нужно допустить объективно фото графическое течение литературы и дать простор лирике, которая сейчас в загоне». По его словам, выходило, что изображе ние действительности с позиций пролета риата необъективно. Поэт Г. Вяткин также выступил в защиту «объективности», кото рую он считал «наиценнейшей стороной в литературе» и противопоставлял «классо вым рамкам»: «Право на объективность за писателем должно быть оставлено. А цен зура пусть делает свое дело. Фета вы не уложите в классовые рамки, хотя бы он по своему социальному происхождению и принадлежал к помещикам». К мнению Г. Вяткина присоединился молодой поэт J1. Мартынов, а П. Казанский заявил, что вопрос об объективности творчества в до кладе «не был ясно освещен». В. Зазубрин ответил своим оппонентам в заключительном слове: «Объективности, как вы ее понимаете, вообще никогда не было и нет. Да и зачем она художнику?.. Ты писатель, ты должен организовывать хаос, должен звать нас «вперед и выше»...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2