Сибирские огни, 1977, №10

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ С. Парамонов У ИСТОКОВ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Сибирский Союз писателей)* Выдающуюся роль в объединении лите­ ратурных сил Сибири сыграл литературно­ художественный и научно-публицистиче­ ский журнал «Сибирские огни». Потребность в таком, журнале раньше других осознали его организаторы. О не­ обходимости его издания они писали: «По Сибири рассеян целый ряд более или ме­ нее ценных писателей, поэтов, ученых и публицистов. В разных уголках ее пробива­ ется в той или иной форме художествен?, ная мысль и, конечно, нарождаются поэты и писатели нового социального строя» Основатели журнала, непосредственно на­ блюдавшие литературный подъем в Сиби­ ри, знали немало таких «уголков». В. Прав- духин, рецензируя сборник Алтайского Лито «Сноп», увидел в нем талантливых авторов и пришел к выводу: «На Алтае, чувствуется, есть литервтурные силы, но негде им развернуться — нужен общеси­ бирский журнал»2. «Развернуться» в цент­ ральной печати писателям-сибирякам, осо­ бенно начинающим, из-за отдаленности и по многим другим причинам не представ­ лялось возможным. А для выпуска журна­ лов на местах собственных литературных сил не хватало. Об этом убедительно гово­ рит опыт издания журналов «Искусство» в Омске (в 1921—22 годах вышло два номе­ ра), «Красные зори» в Иркутске (в 1923 году вышло пять номеров), «Алтайская деревня» в Барнауле (в 1924 году вышло два номе­ ра) и других. Нужен был именно общеси­ бирский журнал. Разрабатывая программу такого журна­ ла. организаторы намеревались публико­ вать в нем произведения, «художественно * П ервую статью см. № 5. 1977. воспроизводящие эпоху великои социаль­ ной революции и ее своеобразное жизнен­ ное отражение в Сибири», стремясь тем самым использовать силу художественного слова в интересах построения нового об­ щества. Эту цель они сформулировали в докладной записке для Сиббюро ЦК РКП(б) следующим образом: «Журнал ставит сво­ ей задачей возрождение художественного слова, социальная мощь и политическая значимость которого в последние годы из- за боевых задач революции недостаточно оценивались. Между тем безусловно, и те­ перь мы к этому приходим, организация чувств и воли посредством художественных образов — одна из важнейших задач на­ ших» 3. Разумеется, для решения такой задачи нужен был достаточно сильный коллектив авторов. Журнал, по мнению его создате­ лей, должен был стать «живым объедине­ нием всех научно-литературных сил Сиби­ ри». А это означало, что он будет не про­ сто собирать вокруг себя, но сначала оты­ скивать, выявлять новые таланты, растить и воспитывать молодых писателей. Программа журнала несомненно отвеча­ ла жгучим потребностям культурного раз­ вития Сибири. Именно поэтому он и смог возникнуть сразу после гражданской вой­ ны, в полубоевой обстановке, когда еще продолжались схватки с белыми бандами. 27 декабря 1921 года Сиббюро ЦК РКП(б), одобрив программу журнала, разрешило его издание. С первого дня своего существования ре­ дакция «Сибирских огней» установила постоянную связь со всеми крупными го­ родами и многими «уголками», где хоть сколько-нибудь заметно пульсировала ли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2