Сибирские огни, 1977, №10
сателей. И мы, молодые участники совеща ния, с трепетом узнавали знакомых только по портретам Фадеева, Паустовского, Мар шака, Антокольского, Асеева, Вишневского, Суркова, Инбер, Твардовского, Алигер... А среди участников совещания были очень многие, с кем связан дальнейший взлет нашей поэзии и прозы: Александр Межиров, Сергей Орлов, Михаил Луконин, Сергей Наровчатов, Василий Федоров, Сильва Капугикян, Вероника Тушнова, Марк Соболь, Николай Тряпкин, Яков Козлов ский, Сергей Антонов, Олесь Гончар, Ели зар Мальцев. Большинство начинающих писателей про шли войну. Молодой украинский поэт Пла тон Воронько совсем недавно командовал одним из партизанских подразделений в армии легендарного Ковпака. Партизанским разведчиком в годы войны был Марк Мак симов. Мы с затаенным дыханием слушали сво их учителей и наставников— доклад Фаде ева, выступления Суркова, Твардовского, Вишневского, Эренбурга, многих других. О корневой связи истинной поэзии с жизнью убедительно говорил Алексей Сур ков. Он восхищался поэмой «Сын» Павла Антокольского и отмечал, что эта поэма «была бы немыслима в кругу его пред военного творчества». — Я это говорю для того,— подчеркнул Сурков,— чтобы поставить главный вопрос об отношении личной биографии поэта к его литературному бытию. Это я выделяю особенно еще и потому, что на примере некоторых молодых товарищей, с которы ми мне приходилось встречаться в Москве, я вижу, что не изжито у них стремление оторваться от почвы народной жизни, пе рейдя на почву литературного существо вания. Алексей Александрович, очевидно, имел здесь в виду не только раннюю професси онализацию. Он ратовал за то, чтобы био графия писателя, как практического участ ника строительства новой жизни, не пре рывалась в двадцать с лишним лет. Почти три десятка лет отделяют нас от того давнего форума, а я и теперь частень ко перебираю свои старые записи и убеж даюсь в том, что мысли больших писателей не стареют, а остаются злободневными, как будто высказаны только сегодня. «Я глубоко убежден в том,— говорил Александр Трифонович Твардовский,— что поэзия настоящая, большая создается не для узкого круга стихотворцев и «искушен ных», а для народа». Александр Трифонович обращался к ин тересным наблюдениям: поэтические про изведения на своем пути нередко даже те ряют имя автора. Широко известна песня «На диком бреге Иртыша», и она давно уже существует отдельно от имени ее авто ра Кондратия Рылеева. Шахтеры на Донбас се любят песню «Покинул я родимый дом», но вряд ли кто из них знает, что это напи санная Байроном «Прощальная песня Чайльд Гарольда». «Беда молодого поэта обычно начинает ся с того, что он адресуется не к народу, а к своим сверстникам-стихотворцам или поэтам, которые так или иначе импонируют ему своим творчеством или добрым отно шением к нему. Добыть же доброе отноше ние читателя гораздо труднее». «Страстно стремился завоевать широкого читателя, шагнуть в народ Маяковский. Ему тесны были рамки книжных изданий. Он, вероятно, был бы счастлив печататься на фронтонах самых больших зданий и ка спичечных коробках». Целую бурю несогласия, одобрения, от рицания, восхищения вызвало выступле ние Эренбурга. Уверенным скрипучим го лосом Илья Григорьевич, казалось, не го ворил, а ввинчивал в головы слушателей слова. Парадоксальные, емкие, афористич ные. «Я не знаю, чем могу быть вам полезен. Самый неинтересный человек для писате л я— писатель. В этой связи мне непонятно, для чего строят писательские дома, посе ляют десятки писателей в одном доме. Впрочем, непонятно и многое другое: для чего, например, писателям дают творческие командировки. Писатель может привезти из командировки очерк, но он не привезет в своем чемодане душу романа. Эта душа должна жить в нем. Не представляю, чтобы в результате командировки могли появить ся «Анна Каренина» или «Госпожа Бовари». Работая над своим романом, Флобер писал одному из друзей: «Эмма — это я». Автор должен непременно пережить нечто от крывающее ему внутренний мир пер сонажа. Путь на бумагу лежит через сердце пи сателя. Литература — горячий цех, она не служба, а служение. Я не верю, что герма фродит мог бы написать стихи Петрарки. Говорят, когда Бальзак описывал смерть Горио, у него не было пульса. Мне дове лось наблюдать, как один знакомый пи сатель, убив своего героя, за обе щеки уплетал котлету в ресторане ЦДЛ. Я не стал читать его книгу. Литература — роскошь ума. Сто пар да же полукустарной обуви нужнее одной па ры модельных туфелк,. Но «Война и мир» нужнее ста и даже тысячи полукустарных романов. Не следует забывать советы Льва Толсто го: «Нельзя писать о том, что тебе неинте ресно, браться за перо, если можешь не писать». Трудно передать атмосферу церковной тишины, в которой слушали знаменитого писателя. Тому причиной не только его речь. Как я уже писал, в зале сидели фронтовики, которые еще помнили прика зы своих командиров: «Разрешаю по про чтении отдавать газеты на курево, за иск лючением сводок информбюро, статей Эренбурга и Симонова». Эти мысли писателя вызвали не только кулуарные разногласия. Не помню — на другой день или сразу же вслед за Эрен- бургом — на трибуне появился Платон Во ронько. Он утверждал, что выступление Ильи Григорьевича противоречит его же собственной творческой практике: «Разве не творческие поездки помогли писателю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2