Сибирские огни, 1977, №10
вия. Книжного издательства в то время еще не существовало, книги в Барнауле не вы пускались. После долгих переговоров ре дактор «Алтайской правды» А. И. Шумаков взял издание «Алтая» на себя. Заместитель редактора газеты С. А. Макаров был на значен редактором альманаха. Членов Со юза писателей в крае тогда не было. Ре шили привлечь руководящих работников, которые могли бы проследить, чтобы в альманах не проникли ошибочные мнения и трактовки. В редколлегию, помимо Ма карова, вошли прокурор края, начальник крайсельхозуправления и, как пишут в офи циальных коммюнике, «другие ответствен ные лица». Первая книга альманаха — почти вся о хлебе. Это — гимн алтайскому хлебу, тру довому подвигу алтайских хлеборобов. Гимн неровный, так как написан людьми различного таланта, различной квалифика ции, но всегда полный искреннего восхи щения перед хозяевами меренных разве только спидометрами алтайских степей. Елизар Мальцев дал в альманахе два очерка — «Родимая земля» и «В колхозном селе Метели» — о знаменитых мастерах урожаев Петре Федоровиче Вариводе и Михаиле Ерофеевиче Ефремове. Неболь шой цикл очерков «На Алтае», объединен ный все той же хлебной темой, опублико вал в первой книге Алексей Колосов. По явились здесь и алтайские стихи Александ ра Яшина; об их содержании говорят уже сами заголовки — «В степи», «Элеватор», «Теплый хлеб», «Конюх» и др. С первым очерком «Хлеб» в альманахе выступил бар- наулец Иван Кожевников; с большой под боркой стихов, в которую входило и знаме нитое стихотворение «Кулунда», наш земляк Иван Фролов. Печатались сельские очерки и местных журналистов. Было в первой книге и несколько мате риалов на другие темы: статьи писателя- новосибирца Саввы Кожевникова «Человек страшной жизни» (с подзаголовком «О поэ- те-рабочем Иване Тачалове»), прославлен ного летчика, дважды Героя Советского Со юза Павла Плотникова «Моя жизнь», из вестного садовода М. А. Лисавенко «Сады Алтая». К сожалению, в этой книге альманаха наши первые читатели не нашли не только повести, но даже ни одного рассказа. Об этом в том же году, в Новосибирске, мне говорила Анна Александровна Караваева: «С чем вы выходите? Очерки, стихи. А где повесть, роман, поэма? Хотя бы рассказ?» Много помогла нам Л. Н. Сейфуллина. — Только те, кто работал в провинции,— говорила Лидия Николаевна,— да еще как я — учительницей, библиотекарем, актри сой,— только те могут оценить, что означа ет для ее культурной жизни свой альманах, свой журнал. Вы сделаете историческое де ло, если его сохраните. Но она же предупредила: — На таком уровне его сохранить нель зя. Нужна повесть, даже роман, нужна поэма. Нужна острая и умная публицистика. ...Заколдованный круг: чтобы создать 12 . С и бирски е огн и № 10. альманах, нужны писатели, чтобы вырастить писателей, необходим альманах. Л. Н. Сей фуллина припомнила кое-что из своего опыта. Как она, Валериан Правдухин и другие создавали «Сибирские огни», упор но собирали литераторов Сибири. Про сматривая газеты, отмечали интересные сти хи, очерки, слали их авторам письма-при глашения участвовать в журнале, запраши вали редакторов об их литературном активе, объединениях, кружках. По их просьбе, ок ружные и городские газеты объявляли конкурсы, помогавшие выявлять новые имена. — Закидывайте сети пошире! Люди всег да найдутся... Мы последовали совету Сейфуллиной. В третьей книге альманаха была напечатана повесть Василия Куликова «Маргарита Ва сильевна», посвященная сельской школе, рассказы учителя Ивана Шумилова из Ше- лаболихинского района. Из Тогула мы по лучили рассказы Николая Чебаевского — теперь профессионального писателя, стихи Александра Махов а. В последующих номе рах появились произведения Льва Квина, Николая Павлова, Петра Бородкина. Так родился альманах «Алтай»... Поэт Яшин и курсант Попов Я упомянул уже, что в холодный ок тябрьский день в Шипуновском райкоме партии познакомился с молодым поэтом Александром Яшиным, работавшим в вы ездной редакции «Правды». Вечером мы отправились с ним в чайную, но, встретив на двери негостеприимную надпись «Закрыто на учет», вернулись в райком. — Как это у Багрицкого,— вспомнил Яшин: Всем н еуд ач н и кам — х в а л а и сл ава. Х вала том у, кто в ж аж д е бы ть свободны м . К ак д ар х р ан и т свое свя то е п раво Три р а за есть и тр иж ды бы ть голодны м . ■Голодны мы были изрядно. Но это как-то не влияло на наше настроение. Почитав друг другу стихи, мы стали сочинять «Мо нолог корреспондента», по нашему замыс лу, долженствовавший сменить «Журналист скую застольную» Константина Симонова. Жалею, что из этого монолога память со хранила только первые строки. Я обедал в сл у ч ай н ы х чайны х. Спал в р ай к о м ах м ал о зн ак о м ы х. Из того не делаю тай н у . Что п о д к ар м л и вал н асеком ы х. С очинял я оды ком бай н ам . Гимны ск азо ч н о й К улунде, И з того не делаю тай ны . Что ум ел п р и вр ать кое-где... Яшин в ту встречу был веселым, безза ботным. Позже я редко наблюдал его та ким. Чаще он казался ушедшим в себя, колючим. Тогда поэт признавался, что за болел алтайскими просторами и мечтает приехать на Алтай, только не корреспон дентом, чтобы не расспрашивать с блокно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2