Сибирские огни, 1977, №10
графические рассказы. Мы были картогра фами, создателями лоций, капитанами, на чальниками морских портов, смотрителями маяков. К своим произведениям Порфирий Алек сеевич обращался гораздо реже, чем Н. С. Маркин. Здесь, видимо, сказалось, что он был в свое время известным литератором, занимался литературой профессионально. А профессионалы читают свои произве дения, вообще говорят о писательском труде, как правило, гораздо реже, чем любители. Тем не менее, иногда Порфирий Алексе евич читал нам свои стихи. Однажды, ког да мы «путешествовали» по Оби от исто ков до устья, учитель прочитал свою не большую, очень эмоциональную поэму «Рождение Оби». Помню ее начало: Меж верш и н седой Б елухи , где в тиш и гр ем я т обвалы . Где м етел и зав ы ваю т п о гр еб ал ьн ы е х о р ал ы . Л едяны м всп оен тум ан ом , снеговою вско рм л ен тучей , В ц ар стве см ер ти зар о д и лся л едян о й п о то к м огучий. В другой раз, касаясь завоеваний Ерма ка, Порфирий Алексеевич прочитал моно лог из своей драмы «За каменный пояс». Эта пьеса не публиковалась. Но недавно я ознакомился с ней по рукописи. Перечи тал и этот ключевой монолог Ермака: ...В дальню ю си би рскую зем ли ц у Мы идем др уж и н о й н евели кой , К оль пош лю т угод н ик и удач у , К оль п обьем си би рского сал тан а И лю дей си б и р ск и х о б ъ ясач и м . Л ю товать там будет н ам н егож е. П ротив н ас чтоб зл оба н е к о п и л ась. Ч тоб о стя к , тат ар и н и вогули ч Н ам н е стал и кро вн ы м и врагам и . Для кого ещ е за в е т полож им Б р а ть д обы чу с бою , а у м и рны х, С верх я с а к у , н и чего н е трогать... В восьмом классе, когда я впервые слы шал этот монолог, он произвел на меня сильное впечатление. Сейчас, понятно, ви жу и служебность, и недостаточную изо бразительность этих стихов. Особенно — в сравнении со знаменитой балладой Дмит рия Кедрина или с «Ермаком» Леонида Мартынова. Но сама трактовка образа Ер мака у П. А. Казанского отличается зре лостью и сейчас, более чем через полвека после написания этой пьесы, кажется впол не современной. Вообще после уроков Порфирия Алек сеевича меня обуревало совершенно нео боримое желание писать. Сам же он писать начал еще студентом Томского университета . «Большинство пи сателей нашего времени,— говорил он,— , рождены войнами, революциями. Нас, си биряков старшего поколения, выдвинула первая русская революция...» Он приводил в пример Георгия Гребенщикова, Арсения Жилякова, Ивана Тачалова. Гребенщиков и Жиляков начали писать в 1905 году. Иван Тачалов по следам революционных собы тий создал свою поэму «Егорка», которую с огромным успехом читал барнаульским рабочим. Эти события потрясли и двадцатилет него Порфирия Казанского. Появились его стихи и пародии, в том числе сти хотворение «Памяти погибших от погрома в Томске 20 октября 1905 года». В сибирской периодике предреволюци онных лет публикуются стихи, фельетоны, юморески, краеведческие статьи Казанско го. Стихи он большей частью подписывает псевдонимом — К. Порфирьев, а фельето ны — «Премудрая Крыса Онуфрий». В 1917 году П. А. Казанский издал свою первую книгу стихов «Песни борьбы и на дежды», в 1918 году вторую и послед нюю — «Родному краю»1. Сейчас, перечитывая стихи Казанского, ощущаешь, что их выделяли стремление к сюжетности, познавательность. Сочности, красочности, изобразительности стихам на шего земляка определенно недоставало. Тем не менее, отдельные его стихи не ут ратили своего эстетического воздействия и представляют не только исторический интерес. По словам Порфирия Алексеевича, наи большей популярностью пользовались его сатирические стихи, пародии и стихотвор ные фельетоны. Их отличали юмор и афо ристичность. Поэт рассказывал, что некото рые его строки в свое время повторялись как своего рода афоризмы. Например, о столыпинской России: Бей, лови! В едь дал еки В р ем ен а лихие: Н ы не ж о бщ еств а вр аги — Т олько в ся Р осси я. И не лишенное едкости размышление: Зо л отая сер ед и н а — С им вол вы год в ж и зн и наш ей: Н ас от бед он а сп асает, А п одчас и к о р м и т каш ей . — Для кого я не жалел стрел сатиры,— любил вспоминать Порфирий Алексее вич,— так это для царских сатрапов: Сто лыпина, Витте, Трепова. Едка и остроумна «Эпитафия» Порфирия Казанского на смерть петербургского ге нерал-губернатора Трепова, ярого погром щика, известного своей сакраментальной фразой: «Патронов не жалеть»: З д есь Т репов п огреб ен . В реда он сделал м ного: «П атронов н е ж ал ел » , свободу он губил; Но м ы су д и ть его н е будем слиш ком строго — С вободе п о сл уж и л и он, х о тя нем ного: ...Он от себ я с тр а н у освободил. В газетах часто появлялись стихотворные фельетоны Казанского, а в «Агулипроке» ' Н ебезы н тер есн о отм ети ть, что сбо р н и к «Р одном у краю » вы ходи л в би бли отечке «С ибирский р ассвет» . Эту би бл и отеч ку и зд а вал т а к н азы в аем ы й «К ультурн о-п росвети , т ел ь ск и й сою з А л тай ского к р ая» . В ней бы ли и зданы кн и ги А. Н овикова-П рибоя. В. Ш иш кова, Г. Г ребенщ и кова, А. Н овосе л о ва, А. Ж и л яко ва, С. И сакова. И. Г ольдбер га, А. Е рш о ва и д р у ги х авторов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2