Сибирские огни, 1977, №10
Удивила перемена во всем облике педа- гога-педолога. Он то обращался к дирек тору, бормоча выспренные слова, то бро сался жать руки смущенному Алексею Ивановичу, то гладил по головам не менее смущенных ребятишек. А молоденькая учительница, уложив, на конец, в изящную сумочку свой платочек, тоже подошла к Алексею Ивановичу: — Сегодня я впервые пожалела, что давно уже окончила школу! — Видимо, это и будем считать выво дом комиссии,— заявил директор и пер вым вышел из класса. — Что, съели? — выкрикнул Петька По пов, когда учителя ушли.— А ты еще каню чил,— обернулся он ко мне.— Божьему че ловеку каюк... Да наш Божий человек!.. Петька, наверное, хотел сказать, что Алексей Иванович — талант, что он педагог божьей милостью, что он вправе прене бречь какой-нибудь нудной инструкцией, наоборот, его практика, его педагогика может стать основой инструкций. Но Петь ка, как, впрочем, и все мы, в то время не знал таких слов. Он выразил свои чувства иначе — просто поднес к самому моему носу крепко сжатый кулак. Премудрая Крыса Онуфрий Совсем недавно произошла еще одна встреча со старыми рукописями. Заведую щая детской библиотекой села Калманка Зоя Порфирьевна Солодянкина переслала мне архив своего отца — тоже когда-то учителя нашей 22-й барнаульской школы. Сразу вспомнился первый день в школе, куда я пришел в пятую группу... Самое яркое, почти ошеломляющее впе чатление производит голос. Он принадле жит низкорослому, плотному, лобастому мужчине с рыжеватыми усами и неболь шой бородкой. Это даже не бас. Это бари тон. Но баритон необычайно пронзитель ный. Он легко покрывает все шумы, заставляет стихнуть ребят, до отказа за полняя собой просторную классную ком нату. — Ваш покорный слуга не далее, как сегодня, получил высокое назначение. Удостоен руководить вашей группой. Кре стили меня Порфирием, Алексеев сын. Ребята притихли, пораженные не толь ко голосом, но и всем строем речи. — К тому же, я буду преподавать у вас географию. Смею заверить, что имею на это некоторые права, поскольку являюсь членом Русского географического обще ства. Порфирий Алексеевич, по сути дела, не был педагогом. Он был рассказчиком. Мы чувствовали это и тогда, тем более, что однокашник Валя Уманец добыл где-то книгу П. А. Казанского «Конспективный курс географии для взрослых учащихся». Как недавно я уточнил, книга была издана в 1922 году в Барнауле. К сожалению, позже нигде не мог отыскать этот курс, но тогда мы читали его как сборник новелл. Тягу П. Казанского к новеллистике я особенно четко проследил сейчас, перечи тывая его рукописи. Он рассказчик, рас сказчик наблюдательный, нередко иронич ный и злой. Рассказ — не только жанр его прозы. К поэтике рассказа он тяготеет в фельетонах, стихах и даже пьесах. Уроки его представляли собой неболь шие, часто сюжетные новеллы на задан ную тему. В эти увлекательные новеллы Порфирий Алексеевич ухитрялся втиски вать уйму познавательного материала, не укладывающегося не только в рамки про граммы, но и вообще в рамки географии. Мы узнавали многое о жизни, быте, поли тике, экономике и, особенно, литературе той или иной страны. — Нафантазируйте себе,— начинал, на пример, Порфирий Алексеевич.—У каждо го из вас есть шапка-невидимка и ковер- самолет. Осталось только решить, куда лететь. Порфирий Алексеевич подходил к карте. — А не полететь ли нам, как говаривали в старину, во фряжскую землю, сиречь Италию: ведь известно, что все пути ведут в Рим. И мы вместе с учителем, невидимые, пе реносимся на Пьяцца Венеция, от которой лучами расходятся основные улицы италь янской столицы, забитые экипажами, авто мобилями, пешеходами. Здесь с нами происходит невероятное приключение. Один из нас теряет шапку- невидимку и сразу же попадает в поле зрения итальянской полиции. Он спасается в Колизее, прячется в теремах Демокли- тиана, наконец, попадает в необъятный со бор святого Петра в Ватикане. Приключенческая фантастика сочетается с глубиной и разнообразием сведений и обобщений. Никогда не выветрится из моей памяти урок — фантазия о родном городе. Порфирий Алексеевич рисовал бу дущее тогда одноэтажного, затерянного в песках Барнаула. Кварталы трехэтажных каменных домов, покрытые булыжными мостовыми улицы. В городе не один, а це лых два театра, несколько заводских клу бов, Дворец рабочей культуры. В каждой квартире — радиоточка. Вода сама идет в дома, как в Москве. В некоторых кварти рах даже ванные комнаты. До Москвы можно доехать за четверо суток и доле теть за один-два дня. В этой фантазии не было ни гигантов- заводов, ни многоэтажных зданий, ни ре активных самолетов, ни телевизоров, ни множества автомобилей, которые сейчас заполняют улицы города. Не было в ней даже асфальта. И все-таки она, фантазия, казалась нам необыкновенно притягатель ной. Но особенно любил Порфирий Алексее вич путешествия. Мы вели дневники воображаемых поез док, составляли путеводители и паспорта городов. Писали приключенческие и гео
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2