Сибирские огни, 1977, №10
Взаимоотношения между учителями и учащимися были не совсем определенны ми. Одно время хозяином школы считался учком. Председатель учкома — ученик восьмой или девятой группы — мог поста вить на комитете отчет учителя и, более того, директора школы. Но назавтра тот же директор или учитель могли выгнать его из класса, да еще присовокупить: «Без родителей не приходи!» В школе существовали какие-то странные установления. В том же учкоме была, на пример, секция дезорганизаторов, то есть шалунов и неисправимых хулиганов. Их со бирали вместе, они решали какие-то свои вопросы. Председатель секции дезоргани заторов был членом учкома... Вся эта система выглядела особенно наносной, чужеродной в маленьком пропах шем укропом и огуречной ботвой городке, где трава ползла на деревянные тротуары и куры купались в придорожном песке. Тем не менее, среди наших учителей бы ли мастера педагогики, которым никакой метод, в том числе й бригадно-лаборатор ный, не мог помешать делать свое дело... Преподаватель биологии Николай Серге евич Маркин часто являлся в класс с пле теной корзинкой или рюкзаком. Он раз давал ребятам яблоки, виноград, незнако мые сибирякам ягоды. — Все это я вырастил в своем саду,— говорил учитель.— Попробуйте и никогда не верьте тем, кто только молится на при роду, не взаимодействуя с ней. Иногда он просто уводил нас в свой сад, и там, как одна минута, пролетали отве денные на биологию два часа. Сад этот располагался на взгорье в Ива новском логу (сейчас улица Гуляева). По городу ходили легенды, как Николай Сер геевич спилил здесь на пустыре мрачную высохшую осину и она, треща ломающими ся сучьями, ухнула под крутой откос. И еще— как учитель строил земляные тер расы и, покрывая половиками и одеждой, спасал от лютых холодов нежные вино градные лозы. Путешествия в этот сказоч ный сад были нашими любимыми уроками. А случалось, что учитель читал нам свои рассказы. Это были прекрасные миниатю ры, в которых нещадно дрались и все-таки дружили между собой щенок Барс из по роды овчарок и маленький, но воинствен ный журавлик Пивик, проказила во дворе боязливая и вороватая сорока по прозвищу Прасковья, наказанная за свою жадность тем, что спутала сметану с гашеной из вестью в погребе, совершал первые охот ничьи набеги злой волчонок. — Я не литератор,— говорил Николай Сергеевич.— Эти рассказы я рассматриваю как учебное пособие. Написал их специаль но для вас, дети, чтобы вы любили природу. Природа была единственной страстью этого рослого, сухощавого человека с тем ными, в мозолях, руками. Но, ценные имен но этим доскональным знанием природы, именно этой страстной любовью к ней, рассказы Николая Сергеевича Маркина вы ходили далеко за пределы учебных по собий. И до сих пор мне кажутся примечатель ными его незатейливые, но выразительные летние картинки. Буквально двумя штриха ми — «в неподвижном воздухе, распластав крылья, повисли стрекозы, а куры ходили по двору с раскрытыми клювами»,— умел он, к примеру, воссоздать знойный день. И, самое глазное, читая эти рассказы, мы впервые, может быть, еще бессозна тельно, ощутили, как литература помогает познавать окружающее, смотреть на него другими глазами. В 1963 году сын покойного учителя пере дал мне архив Николая Сергеевича. Так и оказались в моих руках сшитые суровыми нитями тетради. Я подготовил публикацию в «Алтайской правде», в первую очередь включив с детства запавшие в память рас сказы «Вместе тесно» — о журавленке и щенке, «Прасковья» — о настырной сороке. К сожалению, не удалось добиться из дания рассказов Николая Сергеевича Мар кина отдельной книгой, хотя уверен, что они вполне этого достойны. Педагогике учился у Толстого... Рядом с Маркиным вспоминается другой наш учитель — Алексей Иванович Емелья нов. Алексей Иванович имел довольно орди нарную наружность. Сухощавый, пожилой, в неизменном пенсне на маленьком хря щеватом носу, он казался небольшого масштаба канцелярским или счетным ра ботником— счетоводом, статистиком, де лопроизводителем. Впечатление подкреп ляла писарская мозоль на среднем пальце. Но этот человек не только принадлежал к племени книголюбов и редких знатоков литературы, не только знал на память и мастерски читал десятки стихотворений, целые поэмы и даже главы прозы,— в нем жила еще страсть пропагандиста и трибу на. Это был своего рода школьный и про винциальный Грановский, конечно, без той широты и глубины мысли, какие отличали знаменитого профессора. Однако тоже с постоянным стремлением к обобщениям, доходящей иногда до парадоксальности самостоятельностью суждений. От него в своей седьмой группе, бывшей «группе идиотов», я услышал многое, в том числе и такое, что, зачастую, тогда не мог правильно воспринять и оценить, но что застряло в памяти на всю жизнь. Недаром Алексей Иванович часто преду преждал нас: «Это постарайтесь запом нить. Поймете позже». И до сих пор, вспоминая мысли своего старого учителя, поражаюсь им. Алексей Иванович считал, например, что Тихон в «Грозе» А. Н. Островского— лицо глубоко трагическое. В доказательство учитель на какие-то секунды становился Тихоном: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! А я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2