Сибирские огни, 1977, №10
М ар к Юдалевич ОДНОПОЛЧАНЕ (Литературные воспоминания) ОТ АВТОРА В этих записках хочу рассказать о писателях, с которыми сводила судь ба, в том числе о тех, с кем много лет делил и редкие радости, и частые огорчения, приносимые нашей работой. Естественно, на жизненном пути приходилось встречаться со многими писателями, живущими за пределами Алтая, чаще всего — москвичами и новосибирцами. Читатель найдет здесь имена Николая Асеева и Ильи Эренбурга, Лидии Сейфуллиной и Анны Караваевой, Леонида Мартынова и Афанасия Коптелова, Михаила Светлова и Ярослава Смелякова, А лек сандра Яшина и Сергея Васильева, Леонида Соболева и Сергея Залыгина, Елизара Мальцева и Семена Гудзенко, Порфирия Казанского и И льи Му- хачева, Марка Соболя и Сергея Смирнова. Одним из них посвящены отдельные главы, другим — эпизоды, почти всегда связанные с Алтаем, Сибирью. Раздел воспоминаний «Лобастые мальчики революции», где я стремил ся воссоздать штрихи короткой, но яркой жизни погибших на войне мо лодых поэтов Иосифа Ливертовского, Николая Копыльцова,. Георгия Су ворова, ранее опубликован в журнале «Сибирские огни» (1970 г., № 5). Пожелтевшие листы Десятка три школьных тетрадей, сшитых в одну суровыми нитками. Пожелтевшие листы исписаны когда-то синими, но вы цветшими от времени чернилами. Такие рукописи берешь в руки, волнуясь: кажет ся, они должны что-то открыть, напомнить, воскресить. На этот раз ожидания не обманули. Про чел первые страницы, и в памяти ожил за литый солнцем школьный класс, негром кий голос учителя в трепетной, ловящей каждое слово тишине... Но сначала немного о нашей школе. Я учился в ней в двадцатых, первой поло вине тридцатых годов. Только примерно с восьмого класса, или, по тогдашней терми нологии, группы, мы начали заниматься нормально, как испокон веков учились и сейчас учатся дети. В те же годы, на которые пришлась моя учеба в семилетке, советская шко ла была объектом многих опытов. А на ша барнаульская двадцать вторая — тем более, так как она одно время считалась в городе экспериментальной. Коснусь одного эксперимента (смогу быть точным только в главном: многие де тали, хотя и кажутся мне подлинными, оче видно, дорисованы более поздним вообра жением). ...В классную комнату, или кабинет, как ее тогда называли, летящей походкой, не скажу входит,— врывается высокий незна комый мужчина. Его сопровождает дирек тор нашей школы Николай Николаевич Де нисов. Директор вряд ли достает до плеча незнакомцу. Но он нетороплив, скуп в дви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2