Сибирские огни, 1977, №10

М ар к Юдалевич ОДНОПОЛЧАНЕ (Литературные воспоминания) ОТ АВТОРА В этих записках хочу рассказать о писателях, с которыми сводила судь­ ба, в том числе о тех, с кем много лет делил и редкие радости, и частые огорчения, приносимые нашей работой. Естественно, на жизненном пути приходилось встречаться со многими писателями, живущими за пределами Алтая, чаще всего — москвичами и новосибирцами. Читатель найдет здесь имена Николая Асеева и Ильи Эренбурга, Лидии Сейфуллиной и Анны Караваевой, Леонида Мартынова и Афанасия Коптелова, Михаила Светлова и Ярослава Смелякова, А лек­ сандра Яшина и Сергея Васильева, Леонида Соболева и Сергея Залыгина, Елизара Мальцева и Семена Гудзенко, Порфирия Казанского и И льи Му- хачева, Марка Соболя и Сергея Смирнова. Одним из них посвящены отдельные главы, другим — эпизоды, почти всегда связанные с Алтаем, Сибирью. Раздел воспоминаний «Лобастые мальчики революции», где я стремил­ ся воссоздать штрихи короткой, но яркой жизни погибших на войне мо­ лодых поэтов Иосифа Ливертовского, Николая Копыльцова,. Георгия Су­ ворова, ранее опубликован в журнале «Сибирские огни» (1970 г., № 5). Пожелтевшие листы Десятка три школьных тетрадей, сшитых в одну суровыми нитками. Пожелтевшие листы исписаны когда-то синими, но вы­ цветшими от времени чернилами. Такие рукописи берешь в руки, волнуясь: кажет­ ся, они должны что-то открыть, напомнить, воскресить. На этот раз ожидания не обманули. Про­ чел первые страницы, и в памяти ожил за­ литый солнцем школьный класс, негром­ кий голос учителя в трепетной, ловящей каждое слово тишине... Но сначала немного о нашей школе. Я учился в ней в двадцатых, первой поло­ вине тридцатых годов. Только примерно с восьмого класса, или, по тогдашней терми­ нологии, группы, мы начали заниматься нормально, как испокон веков учились и сейчас учатся дети. В те же годы, на которые пришлась моя учеба в семилетке, советская шко­ ла была объектом многих опытов. А на­ ша барнаульская двадцать вторая — тем более, так как она одно время считалась в городе экспериментальной. Коснусь одного эксперимента (смогу быть точным только в главном: многие де­ тали, хотя и кажутся мне подлинными, оче­ видно, дорисованы более поздним вообра­ жением). ...В классную комнату, или кабинет, как ее тогда называли, летящей походкой, не скажу входит,— врывается высокий незна­ комый мужчина. Его сопровождает дирек­ тор нашей школы Николай Николаевич Де­ нисов. Директор вряд ли достает до плеча незнакомцу. Но он нетороплив, скуп в дви

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2