Сибирские огни, 1977, №10
И. С. Лыков, генерал-лейтенант В ГРОЗНЫЙ ЧАС Записки комиссара Рубе>4 на автостраде В этот день\ в Можайск начали прибы вать первые эшелоны 32-й стрелковой ди визии. Командовал ею полковник Виктор Иванович Полосухин, человек большой си лы воли и незаурядного полководческого таланта. Родом он был из Томской губер- нии, в 1920 году вступил в комсомол. Его вренная биография начиналась в частях особого назначения. Затем учеба в Том ской пехотной школе, служба на различных командных должностях. Одно время пос ле курсов политруков при Военно-полити ческой школе имени Фридриха Энгельса В. И. Полосухину довелось быть и полит- работником. Имя этого коммуниста, храб рого командира, наряду с именами дру гих героев будет золотыми буквами вписа но в героическую летопись Великой Отечественной войны. ...Выгрузившись, подразделения дивизии спешили занять указанный рубеж обороны. Этот рубеж проходил через ряд населен ных пунктов. В их число входило и знаме нитое Бородино. Дивизия занимала рубеж позади нас. Теперь нам в трудную минуту было на ко го опереться. А враг продолжал натиск. Он вводил в действие все новые и новые дивизии. Но и это не обеспечило решающего успеха. Резко упавший темп наступления гитлеров ских войск красноречиво говорил о том, что никакого «блицкрига» не получится. Это радовало. И все же тревога за родную столицу не покидала ни на минуту. В условиях осени фашистов, словно маг нитом, притягивала автострада Минск—Мо сква. Широкая, удобная для быстрого про движения, она позволяла быстро перебро сить большую массу войск. Вдоль нее и П родолж ение. Н ачало в № 9. осуществлялся гитлеровцами главный удар. Наше командование понимало стратегиче ское значение автострады и стремилось перекрыть ее, хотя войск для этого не хватало. Мы намеревались передохнуть после боя и закрепиться на рубеже, занятом в ночь на 10 октября. Но вдруг последовал при каз командующего только что сформиро ванной 5-й армии генерала Д. Д. Лелюшен- ко срочно перебросить бригаду к автостра де. Ей ставилась задача оседлать автостраду и во что бы то ни стало остановить врага. Заняв указанный рубеж, мы всю ночь вкапывали танки. Делалось это отнюдь не от избытка техники, а' в силу боевой необ ходимости. Вкопанный танк способен уси лить огневую мощь обороняющихся, сде лать их неуязвимее. Вкопанный танк — грозная преграда на пути врага, но имею щая и свои слабые стороны. В открытом бою танкист может маневрировать. Здесь маневр исключается. Здесь танкисты могли только стоять, намертво вцепившись в зем лю, биться до конца. Противник же мог обойти, зайти в тыл, и в этом случае он диктовал свою волю. Однако иного выхода тогда не было. В те дни делалось все возможное, чтобы остановить врага. Вдоль дорог, на самых танкоопасных направлениях, вкапывались наряду с вполне исправными танками та кие, которые были способны вести огонь, но не могли двигаться. Вот что по этому поводу писал впоследствии генерал армии Д. Д. Лелюшенко: «Размышляя над сло жившейся обстановкой, вспомнил, что не вдалеке отсюда имелся танковый полигон, где я не раз был на учебных стрельбах, и что там, возможно, остались какие-нибудь танки. Для выяснения этого был послан офицер штаба армии майор Ефимов. Часа через два он возвратился с приятной ве стью: на полигоне имеется 16 танков Т-28.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2