Сибирские огни, 1977, №9

— Всем приезжим бросается это в глаза,—ск а зал нам на следую­ щий день секретарь горкома партии.— А объяснение простое: люди учатся. Шахтерская профессия требует сейчас не столько физической, сколько умственной силы. Ведь научно-техническая революция, о кото­ рой мы часто говорим и не всегда вдумываемся в суть, это не просто смена техники, а новые взаимоотношения между человеком и техникой. Одни группы специалистов отживают свой век, исчезают, другие возни­ кают, а значит, исчезает старый тип контактов, появляется другой. При нынешней технике и объеме знаний трудно проконтролировать специали­ ста — все строится на доверии, значит, и тип ответственности меняется. Поэтому и взялись все за учебу. Город замирает по вечерам: одни по школам расходятся, другие— в техникумы, третьи — в институт... Для нас это привычно... Признаться, я не сразу воспринял тогда тираду секретаря горкома. «Теоретизирует»,— подумал я, но, встречаясь в последующие дни с людьми самых разных специальностей, начал размышлять о нравствен­ ной функции производства. На эту мысль меня натолкнули работники торговли и общественного питания. Ни в одном городе не доводилось мне видеть в столовых и магазинах такого радушия, такой улыбчивой доброжелательности и внимания к клиенту, как в Инте. Первое же знакомство с этой службой порадовало нас, но все-таки было воспринято как случайность. Бывает, мол, подбираются коллек­ тивы, где лад да согласие, тогда и работа в радость, и добро творить хо­ чется. Однако вечером пошли в другую столовую — и там добропоря­ дочность и сердечность, с радением приготовлена пища, чистота и уют. Заинтригованные, затеяли настоящее обследование: обедали в одном ме­ сте, ужинали в другом, обошли чуть не все магазины, удивляясь и вос­ хищаясь, и все же не могли ответить себе: каким образом добились в Инте такого уровня обслуживания? — У вас, наверно, особый подбор кадров? — спросили в одном из магазинов. — Особые требования,— доверчиво ответила молоденькая продав­ щица. — И в чем же состоят эти требования? — Ну, как вам сказать?.. Всякая работа — не только профессио­ нальное знание, но и профессиональное отношение к делу. Вот, если шахтер, к примеру, непрофессионально обращается с техникой, только «отбывает» смену,— его дисквалифицируют. В торговле да и вообще в системе обслуживания почему-то мирятся и с грубостью, и с неразво- ротливостью, а ведь в наши профессиональные обязанности входит не одно умение пользоваться весами и быстро считать, а, пожалуй, прежде всего душевность. Она и в зарплате предусмотрена, и мы, выходит, не все ее отрабатываем. Смешно сказать, улыбку, как подвиг, чуть ли не в соцобязательства стали записывать... Вот мы и решили, что законом нашей жизни должно стать профессиональное отношение к делу. И ви­ дите... Вообще-то перелом наступил, когда учиться все начали. — А где учитесь? — Кто где: кто десятилетку кончает, кто в институте на заочном отделении. Я, например, в техникуме. Много нас там... — Каким же образом это повлияло на вашу работу? — Даже не знаю, как и ответить... Ну, видно, круг интересов изме­ нился... Знание воспитывает сознание.. Так и поднимаешься над собой. И отношение покупателей к нам изменилось: они стали благодарнее. А что может быть лучше этого? Не знаю, как другие, а я так хожу сей­ час на работу, как на праздник. Работа — праздник! Да, секретарь горкома не «теоретизировал», а осмысливал происходящее. Вернее, осмыслив, делился выводами. Наше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2