Сибирские огни, 1977, №9
ЦВЕТ И ТЕНИ ХУДОЖНИКА 191 Топо графы встретили в таежной глухо мани затерянный поселок. «Д а вн о , еще при А ле к с а н д р е II, бежали в неведанные места л ю д и от приставов д а православных попов, уверенные, что всякая власть го суда рст венная от антихриста. П р а д е ды их шли да льш е и да льш е и, сменяясь поколения ми, наконец залезли в самую глуш ь». «И н о гд а , убоявшись невесть чего, всполох нувшись, снова бросали дома, стараясь не оставлять следо в, забирались глубже на север». И вот живут лю ди , оторванные от б оль шого мира. Сырость болотная, хвори лю тые: « А какой у нйх был ревматизм!» С у ставы их скрипели, хрустели, и чуть ли не скрежетали. Ко гда они переминались с но ги на ногу, то казалось, кто-то потихоньку ж ует капусту». С овременные м о ло ды е горожане и п о л у - одичавшие староверы— два п ро тив оп о лож ных мира. Писатель четко выявил несовме стимость двух психологий: старой,— сохраненной изоляцией, и новой — порож де н н о й нашей жизнью. Не экзотика, не колори т житейских замет (хотя и они интересны любопытными п о д робностями), а духовные свойства людей, проявившиеся в этой ситуации, нравствен ная сторона важны автору. Когда м оло ды е парни, прожившие несколько дней в обн ар уж е н ном поселке, почувствовали, что им грозит опасность, они встали п ере д вы бором , как поступить: уходить и потом при вести сю да опытных лю дей , которые и ре шат су дьб у поселка, или взять сейчас же, непосредственно на себя, инициативу, вме шаться и помочь людям . О н и решаются на последнее. «С лыш ь, Николай,— сказал я,— завтра уйдем . Н у их всех к черту! — Вот это мне нравится! — взвился Н и колай.— Мы уйдем , а они останутся как есть? Пусть, мол, до хнут в болотах. Лю ди п о д гнетом предрассудк ов живут, запуган ные, задавленные этим старцем. У него в руках все о р у д и я власти — религия, толпа фанатиков и собственная армия — два здо ровых плосколобы х идиота». Заканчивается повесть «Мш ав а» горест ным затихающим словом о внезапно пре рванной жизни: Николая убили... Н о от зна комства с трагической историей не выно сишь б езы схо дного чувства. Вся повесть воспринимается и помнится как яркая картина, просвеченная утренним светом, написанная жизнелюбивым живо писцем. Л егк о помнятся ее подроб н ости, ее част ности. Не нужно искать веховые части по вести, можно двигаться памятью по цепоч ке повествования, приостанавливать себя на лю б ом отрезке — жанровой сцене или пейзаже, которые можно рассматривать д о л г о и тщательно. «С ка чеш ь с кочки на кочку или — пере б е ж к а м и — минуешь моховые, колышущие ся пласты. П р о й деш ь их и упираешься в черную , глу б о к ую воду. Сунешь шест, на щупывая д н о ,— скрывается. То гда прися дешь на кочку — отдохнешь, чувствуя, как, словно по фитилю , ползет вода по о д е ж д е ». Если художник видит цвет, то видит и тени. Повесть « Д о м » . П о с тр о и л человек дом — на шесть ком нат. Семья большая. Сыновья п одрастут — каждом у по комнате. Но война разрушила семью. Ум ерла хо зяйка. Поги б ли на фрон те старшие сы новья. Не стало хозяина. Большой д о м д о стался Михаилу и самому м ладшем у — Юрию . А вскоре начала хозяйствовать в доме жена Михаила — Наталья. Засадила огород, с о о р уд и л а парники, пустила квартирантов. И незаметно утвердилась в праве на дом. Единственная п о тр е б н о с ть — побольше вы ручить с хозяйства — стала разрастаться в ней... Большой мир с его радостями и тр е вогами п ро хо ди л мимо. Воспринимать этот мир у Натальи было нечем — у нее была пустая душа. Главным стало только накопительство, завистливая оглядка на соседей: «Грамотные лю ди ! Инженеры. Об стан о в ка. Культурно, приятно все. Д аже книги гляд ят весело из-за стекол шкафа. В шка фы хоть г л я д и с ь — заграничная работа. Или, скажем, лампа. Что тут придумаешь? Н о умные лю ди при дела ли к ней дли н н ую ж уравлиную ногу. Теперь хочешь ставь ее к кровати, хочешь — к креслу. Вот бы и нам так! А называется это «ансамбль». Ув идела это Наталья у других, и ее уже снедает беспокойство: «Я вот думаю — «к ом б ай н» нам надо». Настойчиво всасывает ее душа новую вещь. «Телевизор, радиола, . все вместе. Нам бы подошел. Я бы его вот сюда по ставила, а сверху бы прикрыла салфеткой с кружавчиками». Вещь тянет вещь. Наталья чувствует: «ан с амбль» ей нужен. О д н о только слово, а как все проясняет: стол требует стульев, да не каких попало. Ковер на стене тр е бует ковровых до рож е к. Ковры требую т пылесос на колесиках. Практичная женщина Наталья и на книж ку себе в тайне от мужа де н ег положила. И трехпроцентные у нее куплены. Душ а заполнена. Теперь, сравнивая свои накоп ления с другиАги, можно и п озлора дств о вать: «И нж ен е ры эти... Тоже люди!.. Миха ил рабочий, а лучше его одевается». Вот это уже «возвышает»!.. Все у Натальи есть. А душа неспокойна, саднит... Ей теперь необходимо убедить се бя в превосходстве над другими. Якубовскому хочется заглянуть глубж е в психологию стяжателя: что происходит с душой? Теряет ли она всасывающую спо собность или алчность ее безгранична? Это я имею... Это могу иметь... Желание приобретать — не временная потребность, она становится состоянием человека. Д р уги е желания атрофирую тся, де структи руется мораль. Выясняется, что с женитьбой Ю р и я п о ловина дома может перейти к нему. Но ведь до м д л я Натальи уже не вещь, а часть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2