Сибирские огни, 1977, №9

В. Коньяков ЦВЕТ И ТЕНИ ХУДОЖНИКА В комнате А с к о л ь д а Якубовского висит этюд отца «Вечерняя О б ь » . С еро-зелены й далекий горизонт и плотная, свинцово-зе­ леная, вода; Д в е баржи. Нет на баржах ни закатных бликов, ни затихающего света — все колористические нюансы только бы отвлекали чувство от замершей тишины. Вот др уга я картина: « Н а восходе луч — серый. Когда солнце поднимается — он серебряный, а если смотреть против солнца, то горит зелецым пламенем. И цветы на нем — синие, бе­ лые, желтые — как свечи. Я собираю цветы на лугу утром , я иду по росе от белой свечи к синей, от синей к красной и набираю огромный пук цве­ тов. Теперь мне всегда вспоминать чудо луга, сначала тусклого, потом сере б рян о­ го и горящего, если идти к нему против солнца». Это уви дел и написал уже художник д р у ­ гого поколения, писатель А с к о л ь д Якубов­ ский. Я не видел такого луга. Но я верю, что таким, с просвеченными солнцем цветами на росе, он может быть. Э тот луг внушил мне талант А. Якубовского. А с к о л ь д у Якубовскому пятьдесят лет. П р еж д е чем прийти к своей первой книж­ ке, он много лет работал то пографом , охо­ тился, увлекался художественной ф отогра­ фией. Почти вся его взрослая жизнь прошла на природе. В тридцать восемь лет, в 1965 году, А. Якубовский издал первую свою книгу «Ч удак и». В тридцать восемь лет — первая книга,— такое затяжное накопление. А с к о л ь д Якубовский очень требователен и строг к себе. С разу же, в первой книге, выясняется, что он много знает. О п рироде, о зверях, о людях. Первую книгу А. Якубовского «Ч уд а к и » составили рассказы об охотниках. Внешние приметы окружающего мира, яркие и точ­ ные, предстали в них в такой насыщенной концентрации, что если бы вводить расчет­ ливыми дозами, их хватило бы и д р угим авторам, дабы оживить дистиллированную прозу. У Якубовского яркое, вещное видение мира — это образное средство в подходе к главному: к- сути явления, к внутреннему миру человека. Первые рассказы А. Якубовского о лю ­ дях и — о собаках. О н наделяет собак не­ обычными свойствами и заражает читателя желанием следить за судьбой главного своего героя — сеттера Фрама. Ф р ам тон­ ко чувствует п ри роду, живет ее законами и часто поражается «б есто лко во сти » ч ело ­ века. И так м уд р о на него смотрит, слов­ но укоряет... О п р е д е л и л а с ь у автора веселая и бла­ годарная любовь к животным. Но посте­ пенно в творчестве его нарождается тре­ вога и боль: существование в мире — жи­ вотных и человека — не на равных. Якубовский пишет повесть «Четверо». Рассказывает историю о бездомных соба­ ках. Писатель утверждает, что отношением к животным измеряется человеческая д о б - рота. | / . Походив по охотничьим тропам, Якубов­ ский вышел непосредственно на человека. О н пишет повести «Мш ава», « Д о м » . Писатель много успел повидать, п е р е д у ­ мать, понять. О чем повесть «Мшава»? Траектории спутников соткали над Зем­ лей сплошную сетку, аэрофотосъемка не оставила ни о дн ого неотснятого клочка, но на земле есть еще «б елы е пятна». Два молодых топографа работали на се­ вере Сибири в болотистой низменности меж ду О б ью и рекой Пур. «Такие там места: иной раз километров десять пройдешь и по сухому, зато неде­ лями скачешь с кочки на кочку».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2