Сибирские огни, 1977, №9

повествование ведется от автора. Эти два потока создаю т многокрасочное повество­ вание, вбирающее в себя и эмоциональную напряженность лирических переживаний героев, и эпический размах в изображении исторических собы тий» (С. Смоляницкий. Георгий Марков. Литературный портрет. Новосибирск, 1976). Разве не ощущается сильная лирическая струя, органично объединяющаяся с эпи­ ческим началом в п оследних произведени­ ях таких разных художников, как В. А с таф ь­ ев и Ч. Айтматов, Ю . Бондарев и М. С л у ц ­ кие, П. Проскурин и И. Друцэ? И сегодня, как сто с лишним лет тому назад, остается верным положение В. Бе­ линского, высказанное им в статье «Речь о к ритике»: «...И д л я нашего времени мертво художественное произведение, если оно изображает жизнь д л я того только, чтобы изображать жизнь без всякого могучего субъективного п обуж дения, имеющего свое начало в п рео бладающей дум е 'э п о х и , если оно не есть вопль страдания или д и ф и ­ рамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на во п р о с » (В. Белинский. С оч и ­ нения. В 3-х томах. М., 1948, т. 2, с. 348). Творчество всякого талантливого х у дож ­ ника в историческом ли повествовании или в произведении о современности, в рома­ не с широким эпическим размахом или в лирической повести основано на глубоко личном видении, оп р е де ле н н ом конкретно- исторической эпохой. Только художник, ко­ торый, говоря словами А . Фадеева, вкла­ дывает в « д е л о познания и отображения жизни всего себя, весь свой разум и с е р д ­ це», может создать , крупные характеры, передать острое ощущение своего вре­ мени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2