Сибирские огни, 1977, №9
повествование ведется от автора. Эти два потока создаю т многокрасочное повество вание, вбирающее в себя и эмоциональную напряженность лирических переживаний героев, и эпический размах в изображении исторических собы тий» (С. Смоляницкий. Георгий Марков. Литературный портрет. Новосибирск, 1976). Разве не ощущается сильная лирическая струя, органично объединяющаяся с эпи ческим началом в п оследних произведени ях таких разных художников, как В. А с таф ь ев и Ч. Айтматов, Ю . Бондарев и М. С л у ц кие, П. Проскурин и И. Друцэ? И сегодня, как сто с лишним лет тому назад, остается верным положение В. Бе линского, высказанное им в статье «Речь о к ритике»: «...И д л я нашего времени мертво художественное произведение, если оно изображает жизнь д л я того только, чтобы изображать жизнь без всякого могучего субъективного п обуж дения, имеющего свое начало в п рео бладающей дум е 'э п о х и , если оно не есть вопль страдания или д и ф и рамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на во п р о с » (В. Белинский. С оч и нения. В 3-х томах. М., 1948, т. 2, с. 348). Творчество всякого талантливого х у дож ника в историческом ли повествовании или в произведении о современности, в рома не с широким эпическим размахом или в лирической повести основано на глубоко личном видении, оп р е де ле н н ом конкретно- исторической эпохой. Только художник, ко торый, говоря словами А . Фадеева, вкла дывает в « д е л о познания и отображения жизни всего себя, весь свой разум и с е р д це», может создать , крупные характеры, передать острое ощущение своего вре мени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2