Сибирские огни, 1977, №9

с позиций о д н о го и того же передового идеала эпохи». И как бы настойчиво в дальнейшем ни декларировалась мысль о художественной сущности историзма, нам ясно, что автор исследования в практике анализа ху дож е ­ ственного произведения понимает историзм исключительно как мировоззренческую ка­ тегорию , забывая о важнейшей эстетиче­ ской сущности принципа. Современные литературоведение и крити­ ка до сти гли немалых успехов в изучении важнейшего принципа социалистического реализма — принципа историзма. Д о статоч ­ но назвать работы Б. Храпченко, Л. Тимо­ феева, Б. Сучкова, Ю . Барабаша, к о лле к ­ тивные сборники по проблемам социалисти­ ческого реализма. И все-таки эстетическая сущность прин­ ципа историзма изучена явно недостаточ­ но, потом у что задача эта не из легких, требующая, по существу, изучения всего комплекса идей но-худож естве нно го свое­ образия современной советской литера­ туры. Понимая всю сложность понятия «и с то ­ ризма», можно, на мой взгляд, выделить важнейшие его качественные особенности. П р е ж д е в с е го — это психологизм. Ведь идейно-эстетическую ценность про изв еде­ ния литературы , его художественную зна­ чимость о п р е д е л я е т соц иально-психологи­ ческий анализ действительности и характе­ ров. Повышенный интерес к внутреннему миру человека о п р е де ле н самим нашим временем. Развитие нашего общества с се­ редины шестидесятых годов ознаменовано серьезным пристрастием к точному знанию, н аучно-обоснованному решению н аро дн о­ хозяйственных проблем . Именно этим в об­ щественных науках и в искусстве в п о с л е д ­ ние годы о б усло в ле н негаснущий интерес к пр о блем е историзма. А без углубленно го, тщ ательного и точного исследования психо­ логии героев, как известно, подлинный историзм немыслим, как невозможно пости­ жение истории без человека. Больше того, история и есть человек, о чем говорили Маркс и Энгельс еще в первом своем сов­ местном произведении «С в я то е семейст­ во...»: « И с т о р и я не де л а е т н и ч е г о , она «н е обладает н и к а к и м необъятным б о ­ гатством», она «н е сражается н и в к а к и х битвах»! Не «и с то р и я», а именно ч е л о в е к , действительный, живой ч е л о в е к — вот кто д е л а е т все это, всем обладает и за все б о ­ рется. «И с т о р и я » не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством д л я достижения с в о и х ц е­ лей. И стория н е ч т о и н о е , как д е я те л ь ­ ность п р е с ле дующ е го свои цели ч ело ­ в ек а»1. В глубинном постижении человека п р е д ­ ставлялась и В. И. Л ен и н у сила и красота искусства б у д ущ е го : «...Тут весь г в о з д ь в и н д и в и д у а л ь н о й обстановке, в ана­ лизе х а р а к т е р о в и психики данных ти п о в »2. 'К . М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Сочине­ ния. Изд. 2-е. т. 2. с. 102. г В И. Л е н и н . О литературе и искусст­ ве. М., 1966, с. 275. Психологизм, т. е. постижение внутренне­ го мира человека в сложном взаимодейст­ вии со всем, что его окружает, что о п р е де ­ ляет его самосознание, помогает художнику и сегодня постигнуть социальную действи­ тельность, особенности той или иной эпохи, важнейшие ее качества. В последние годы в центр литературных споров выдвинута еще одна проблема — проблема документализма, соотношение документального и вымышленного в худо- i жественном творчестве. Как правило, д о к у ­ ментальное начало отнюдь не противоречит коренному признаку творчества — х удоже­ ственному вымыслу. О д н а к о документализм и творческий вымысел, характер и мера соотношения этих компонентов способны и приумножить, и свести на нет обобщающую ' силу произведения, его и де й н о-х удож ест­ венную емкость. Различные пути соотноше­ ния до кументального и вымышленного способствуют опять-таки стилевому много­ образию литературы и открывают новые возможности художественного постижения мира и человека. Значительно реже кри1ика исследует еще одну особенность современного литератур­ ного процесса, которая не меньше, чем две п реды дущ и е, призвана эстетически реали­ зовать принцип историзма. Имеется в виду соотношение субъективного и объективного в художественном творчестве, место ли ри ­ ческого начала в современной советской прозе, аналитические возможности так на­ зываемой лирической прозы. Ц е ле с о о б р а з ­ но и необходимо выделить этот важнейший аспект проблемы , «истори зм и художест­ венность», д л я более п о д р о б н о го и обстоя­ тельного рассмотрения. Принцип историзма, как уже говорилось, предполагает исследование явлений дейст­ вительности в их возникновении, становле­ нии и развитии. И литература социалистиче­ ского реализма всегда отличалась своим исследовательским, аналитическим пафо­ сом. Качества эти с особой силой заявили о себе в современных произведениях. «В ли­ тературе последних лет,— отмечал В. Бурсоа в книге «Реализм всегда и с е го д н я » (Л., 1967),— усилился аналитический момент. Аналитичность ведет к лиризм у — к испо- ведальности. О л ь га Б ерггольц рассказывает историю своей жизни как историю страны». Субъективная сущность — вечный признак искусства— прекрасно согласуется с глав­ ным назначением искусства — постижением объективного мира, действительности, че­ ловека. Больше того, лирическое наполнение про­ зы, органическое объединение эпического и лирического начал, приумножает пути постижения действительности, способствует многообразию эстетического выражения принципа историзма. Н аиболее острые споры развернулись вокруг лирической прозы и ее аналитиче­ ских, исследовательских возможностей. Ли­ ризм, субъективное начало и его усиление в творчестве многих писателей. С др уго й стороны, все более явственное и разнооб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2