Сибирские огни, 1977, №8
/ \ . оседал тут, замирая, крошечный смерч. Порог двери расположен выше, чем подоконник, а сама дверь не хочет входить туда,— приглашая к это му как бы и посетителей,— куда ей бы следовало все-таки входить до вольно плотно. Одно окно распространилось в ширину, другое больше в длину, будто они яростно поссорились, да так и застыли в гневе. С потол ка, выпученного и словно бы беременного, свисает на шнуре, засиженном мухами, электрическая лампочка, причем у лампочки такой вид, будто ей велено осветить луну. На полу, в модном для данного города беспорядке, валяется имуще ство кассира: несколько фанерных чемоданов, тюфяки, одеяла. Треногий стол у окна качается, как бы сожалея, что не рассыпался при последнем землетрясении. Перед столом, точно солдат перед генералом, вытянулся высокий стул, такой высокий, что даже самый высокий человек не смо жет дотянуться с него до стола. Придется сознаться, что строитель комнаты обладал талантом. Д а же беглый взгляд на нее создает полное настроение, необходимое для того, чтобы понять старый азиатский город,— да и к тому же комната расположена во дворе домика, который стоит на одном из недостроенных проспектов, упирающихся в Старый Город, и, таким образом, комната, являясь комнатой, в то же время как бы осуществляет собой увертюру к Старому Городу. Но так как наше время не аплодирует унылым увертю рам, то для надежды на'появление в увертюре иных нот, вы найдете во дворе домика легонький гаражишко, некую тень культуры,— где недавно еще стояла машина главного инженера, строившего одну из громадин на проспекте Навои. Если б вы ударили поленом или табуретом в темное пятно, зияющее в углу комнаты,— кирпичи бы вывалились, и перед вами мелькнул бы гаражик. Не делайте глупостей: на дворе сырой февраль 1942 года. День. В комнате ОБЕРТЫНСДИИ и УМАР АЛИЕВ. Чтобы компенсировать некоторую хаотичность в построении дейст вия, я предложу вашему вниманию в абсолютно точных классических формах внешнее и внутреннее описание многих людей, и начну с двух негодяев. ОБЕРТЫНСКИЙ — щеголь. У него аппетит к одежде, но нет дарова ния ее носить, так что и пиджак и брюки его висят на нем, словно они из резины; хорошо сшитые ботинки обличают не вкус их обладателя, а то, что продававший их сильно нуждался. В руке он держит поношенные лайковые перчатки, которыми он время от времени касается белокурых своих усиков. Он — нахал. У него нередкое качество, нравящееся мно гим: он способен создать вокруг своего имени и своих поступков такой грохот, будто он ведет артиллерию на параде. Но стоит его слегка встряхнуть, Обертынский вместо грохота артиллерии внезапно станет издавать тихое звяканье больничных склянок, и это вовсе не оттого, что ему больно, а оттого, что он трус. УМАР АЛИЕВ мало походит на своего патрона. Бывают экстракты из сочинений,— так и Умар Алиев представляет из себя выдержку из всех подлецов и проходимцев, удивляешься только, почему он так экстеррито риален, разве потому, что для него еще не изготовлено достаточное ко личество взрывчатого вещества, ибо собой он громаден, жилист и, ка жется, суставы у него из железа. Да и голос у него соответственный,— когда он говорит, голос у него вздрагивает из уважения к самому себе. Но когда он слушает других — у него привычка, свойственная многим: лицо делается таким, словно бы он пьет уксус. Сказав фразу, он судо рожно сжимает челюсти, и людям чудится, что он словно бы прячет нож в рот. На нем темный, как теперь носят, халат; из-под халата видна ши рокая волосатая грудь; на ногах валенки, обитые рыжей резиной, отчего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2