Сибирские огни, 1977, №8
ходят на его участке: , «Муковозов лежал около... чучела, уткнувшись окровавленным лицом в зубья граблей. Должно быть, во время работы на жаре у него отказало сердце». Вот это тихое, но далеко не безобидное распространение бациллы стяжательства среди некоторой части наших людей под мечено писателем своевременно, с этим живучим злом надо бороться с неослабе вающей энергией. * * * Хочется несколько подробнее рассмот реть сам литературный стиль, «художниче ский почерк» И. М. Лаврова. Критика (осо бенно сначала) частенько упрекала его за излишнюю с ее точки зрения «телеграф- ность» стиля, за «рубленую фразу». У него, мол, все уж очень просто и негде разгу ляться читательской мысли, читательскому воображению. Что ж, действительно: Лавров не любит длинных, витиеватых, запутанных словесных периодов, лохматых, тяжеловесных («не причесанных», как сам он выражается) фраз. «Ася и Славка зашли в вагон-ресторан. Здесь все сверкало. Стены, никель, вазы, ножи, бокалы вспыхивали, швырялись зай чиками, протягивали тугие, горячие лучики. Пахло яблоками и лимонами, будоража сердце тоской о юге. Буфетчица натянула под потолком веревочку и повесила на нее черные гроздья винограда. Они тяжело качались». Все здесь точно, коротко, энергично и сразу понятно. Вот этот динамизм, сопря женный с простотой, зримостью, делает нескучными самые, казалось бы, отвлечен ные описания неба, речки, леса, облаков. Лаврова очень легко читать, его проза дей ствительно предельно ясна и как бы даже «прозрачна», однако вовсе не бедна: пи сатель умеет выразить несколькими слова ми мельчайший'оттенок настроения, чувст ва, дорисовать тончайший штришок образа. Как литератор-профессионал И. Лавров вообще очень ревниво относится к точно сти, художественной достоверности описы ваемого. Он добивается, чтобы чувствовал ся мельчайший оттенок, чтобы «голубое», как он сам говорит, никогда не выглядело «синим». Давно замечено, что одни писате ли лучше «видят», другие—лучше «слышат» окружающий мир. Если рассматривать с этой точки зрения И. Лаврова, то можно без преувеличения сказать: он и видит, и слышит, и осязает. Созданный им самостоя тельный мир трехмерен: имеет цвет, звук, запах, и именно от этого, очевидно, столь пластичен, ярок, многогранен. Однако зри тельных образов все-таки у И. Лаврова явно больше, чем звуковых или осязательных. Писатель заметит и полевые «гамачки пау тины», на которые пала роса, сделав их «жемчужными», и подсоленных язей «с распахнутыми брюшками», и «обстуки вающие город» капли дождя, и «упругую, гладкую, как яйцо вкрутую», щеку мальчи ка, и «похожие на пухлые уши» пельмени, и еще многое-многое из окружающего нас мира. Заметим в заключение, что по тематике творчества Лаврова не отнесешь вчистую ни к ярым «деревенщикам», ни к закоренелым «урбанистам». Он одинаково хорошо опи сывает и город, и деревню, и горожан, и сельчан, и деревенские речки, лес, поле, и городские парки, скверы, улицы; его герои то спускаются в шахту, то идут на стройку, то отправляются в тайгу, в колхозную брига ду косарей, трактористов, на природу. Пи сатель как будто всеохватен, однако здесь следует оговориться: по-настоящему глу боко и всесторонне Илья Лавров исследует только жизнь сердца своих героев (и, ко нечно же, окружающий их зримый, осязае мый, по преимуществу «вещный» мир). Этот определенный перекос в сторону ли рики, чувства, природы критика не раз ста вила в вину Илье Лаврову, однако вряд ли подобный упрек обоснован, как говорят, стопроцентно. Ведь нельзя требовать от писателя «объять необъятное». Даже вели кие титаны слова и мысли были сильнее в чем-то одном и слабее в другом. И. Лаврова надо принимать таким, каков он есть, не навязывая органически несвой ственного, чуждого ему. Он сумел создать свой, живой, многоцветный мир, и когда окунаешься в этот его мир, право же, не хочется из него уходить, как не хочется уходить из чистой, светлой, пронизанной солнцем комнаты, где живут удивительные, добрые люди. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращ аются. Журнал «С И Б И Р С К И Е О Г Н И » № 8. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство, 1977 г. Художественный редактор А. Н. ТОБ УХ . Технический редактор Н. М. ПО ТОЦКАЯ . А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50. Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред. — 22-19-41, зам. гл. ред. — 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67. отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23, отв. секретарь — 21-55-18. зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 14 апреля 1977 г. Подписано к печати 23 июня 1977 г Бумага 7 0 x l0 8 '/ia -1 6 ,8 печ. л., 19,37 изд. л. Тираж 98000. МН00142. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. изд-ва «Советская Сибирь». Заказ 176.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2