Сибирские огни, 1977, №8

ходят на его участке: , «Муковозов лежал около... чучела, уткнувшись окровавленным лицом в зубья граблей. Должно быть, во время работы на жаре у него отказало сердце». Вот это тихое, но далеко не безобидное распространение бациллы стяжательства среди некоторой части наших людей под­ мечено писателем своевременно, с этим живучим злом надо бороться с неослабе­ вающей энергией. * * * Хочется несколько подробнее рассмот­ реть сам литературный стиль, «художниче­ ский почерк» И. М. Лаврова. Критика (осо­ бенно сначала) частенько упрекала его за излишнюю с ее точки зрения «телеграф- ность» стиля, за «рубленую фразу». У него, мол, все уж очень просто и негде разгу­ ляться читательской мысли, читательскому воображению. Что ж, действительно: Лавров не любит длинных, витиеватых, запутанных словесных периодов, лохматых, тяжеловесных («не­ причесанных», как сам он выражается) фраз. «Ася и Славка зашли в вагон-ресторан. Здесь все сверкало. Стены, никель, вазы, ножи, бокалы вспыхивали, швырялись зай­ чиками, протягивали тугие, горячие лучики. Пахло яблоками и лимонами, будоража сердце тоской о юге. Буфетчица натянула под потолком веревочку и повесила на нее черные гроздья винограда. Они тяжело качались». Все здесь точно, коротко, энергично и сразу понятно. Вот этот динамизм, сопря­ женный с простотой, зримостью, делает нескучными самые, казалось бы, отвлечен­ ные описания неба, речки, леса, облаков. Лаврова очень легко читать, его проза дей­ ствительно предельно ясна и как бы даже «прозрачна», однако вовсе не бедна: пи­ сатель умеет выразить несколькими слова­ ми мельчайший'оттенок настроения, чувст­ ва, дорисовать тончайший штришок образа. Как литератор-профессионал И. Лавров вообще очень ревниво относится к точно­ сти, художественной достоверности описы­ ваемого. Он добивается, чтобы чувствовал­ ся мельчайший оттенок, чтобы «голубое», как он сам говорит, никогда не выглядело «синим». Давно замечено, что одни писате­ ли лучше «видят», другие—лучше «слышат» окружающий мир. Если рассматривать с этой точки зрения И. Лаврова, то можно без преувеличения сказать: он и видит, и слышит, и осязает. Созданный им самостоя­ тельный мир трехмерен: имеет цвет, звук, запах, и именно от этого, очевидно, столь пластичен, ярок, многогранен. Однако зри­ тельных образов все-таки у И. Лаврова явно больше, чем звуковых или осязательных. Писатель заметит и полевые «гамачки пау­ тины», на которые пала роса, сделав их «жемчужными», и подсоленных язей «с распахнутыми брюшками», и «обстуки­ вающие город» капли дождя, и «упругую, гладкую, как яйцо вкрутую», щеку мальчи­ ка, и «похожие на пухлые уши» пельмени, и еще многое-многое из окружающего нас мира. Заметим в заключение, что по тематике творчества Лаврова не отнесешь вчистую ни к ярым «деревенщикам», ни к закоренелым «урбанистам». Он одинаково хорошо опи­ сывает и город, и деревню, и горожан, и сельчан, и деревенские речки, лес, поле, и городские парки, скверы, улицы; его герои то спускаются в шахту, то идут на стройку, то отправляются в тайгу, в колхозную брига­ ду косарей, трактористов, на природу. Пи­ сатель как будто всеохватен, однако здесь следует оговориться: по-настоящему глу­ боко и всесторонне Илья Лавров исследует только жизнь сердца своих героев (и, ко­ нечно же, окружающий их зримый, осязае­ мый, по преимуществу «вещный» мир). Этот определенный перекос в сторону ли­ рики, чувства, природы критика не раз ста­ вила в вину Илье Лаврову, однако вряд ли подобный упрек обоснован, как говорят, стопроцентно. Ведь нельзя требовать от писателя «объять необъятное». Даже вели­ кие титаны слова и мысли были сильнее в чем-то одном и слабее в другом. И. Лаврова надо принимать таким, каков он есть, не навязывая органически несвой­ ственного, чуждого ему. Он сумел создать свой, живой, многоцветный мир, и когда окунаешься в этот его мир, право же, не хочется из него уходить, как не хочется уходить из чистой, светлой, пронизанной солнцем комнаты, где живут удивительные, добрые люди. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращ аются. Журнал «С И Б И Р С К И Е О Г Н И » № 8. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство, 1977 г. Художественный редактор А. Н. ТОБ УХ . Технический редактор Н. М. ПО ТОЦКАЯ . А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50. Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред. — 22-19-41, зам. гл. ред. — 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67. отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23, отв. секретарь — 21-55-18. зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 14 апреля 1977 г. Подписано к печати 23 июня 1977 г Бумага 7 0 x l0 8 '/ia -1 6 ,8 печ. л., 19,37 изд. л. Тираж 98000. МН00142. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. изд-ва «Советская Сибирь». Заказ 176.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2