Сибирские огни, 1977, №8
в Сибири комсомольско-молодежных трак торных бригад. Оттолкнувшись от этих фактов, И. Лавров написал повесть о девушке-трактористке и ее друзьях. Однако писателю не удалось найти, что называется, оптимального соот ношения между «документом» и «вымыс лом»; интересный, неординарный жизнен ный материал не получил достойного художественного воплощения. Повесть вы шла довольно-таки рыхлой, растянутой, приправленной, ко всему прочему, изряд ной дозой сентиментализма, что и было отмечено с прискорбием и сожалением в немногих откликах на это произведение. Казалось бы, тема труда решительно не удалась, оказалась не под силу лирику Лаврову. Но вот по прошествии многих лет писатель возвращается к своей «Оча рованной», коренным образом переделы вает ее и создает по существу новое про изведение— повесть «Галя Ворожеева». Сразу стоит оговориться, что и новая редакция повести о девушке-трактористке не свободна от недостатков. И здесь дала о себе знать известная неподатливость, «капризность» темы труда. Как и в перво начальном варианте, фигуры сельских комсомольцев получились у Лаврова не сколько идиллическими, оторванными от земной почвы, хотя именно на земле они и трудятся. К тому же характеры их рас крываются автором не столько в работе, сколько в разговорах и словесных дискус сиях, возникающих и по поводу и без вся кого повода. Впрочем, все сказанное относится к пер сонажам неглавным, к героям-«спутникам». Образ же главной героини получился на сей раз куда более интересным, чем в «Очарованной». Лаврову удалось прежде всего показать свою Галю в труде. Главы, описывающие, как героиня садится за руль трактора, как проводит первые борозды,— очень поэтичны; именно средствами пЬэзии писателю удается здесь передать то, что мы привыкли называть радостью созида ния, романтикой труда: «Шел трактор, тянулась за ним, дыми лась, как хлеб из печки, пухлая, влажная борозда. Смотрела Галя то вперед, то назад, то на приборы, сбавляла, прибавля ла скорость. Неужели это работает она, Галя? Неужели это она стала хозяйкой трактора? И какое же раздолье кругом! По желтому, бурому распластались черные пашни. Всюду между колками в облачках пыли ползали тракторы: боронили, засева ли. Ходили по пашне два журавля. Вот они поднялись, полетели низко. Все примечала Галя и в то же время была настороже: на правильной ли глубине ведет пахоту, нет ли огрехов на поворотах?» Повесть И. Лаврова, вероятно, не много го бы стоила, если бы героиня ее была все время «привязана» к сиденью трактора, если бы писатель показал ее лишь как при мерную трактористку. Нет, Лавров создает характер в чем-то даже трагический. Галя Ворожеева, как почти все Лавровские герои, человек необыкновенной душевной щедро сти, ее главная цель в жизни •— делать лю дям добро и только добро. Она буквально шага не ступит, чтобы не спросить себя: а не сделала ли она кому-то больно, не при чинила ли кому страдания? Но постепенно эта органическая потребность к деланию добра приводит Галю к всепрощению, рож дает у нее терпимость к таким людям, ко торые менее всего нуждаются в со чувствии. Галя не понимает, что быть добрым и добреньким — не одно и то же, ей невдо мек, что человек не может быть одинаково хорош и угоден всем и что, наконец, утверждение добра — это не просто прият ный для обеих сторон акт милосердия, но это еще и борьба, требующая немалого мужества и силы воли. Как и многие произведения Лаврова, по весть «Галя Ворожеева» не чужда филосо фии. Ибо и здесь писатель поднимает одну из «всечеловеческих» проблем, раскрывает один из сложных вариантов «вечного» кон фликта между добром и злом. Лавров вос стает против однозначного, хрестоматийно го понимания сложных нравственно-этиче ских категорий, показывает всю'пагубность этого очень удобного принципа жизни — быть добреньким. * * * Одно из последних крупных произве дений И. Лаврова — повесть «Обитате ли Медвежьей ложбины» — как будто не выбивается из общего русла его прозы. Однако имеет и свои заметные индивиду альные особенности. Это, пожалуй, одна из самых сатирических и остропроблемных вещей во всем его творчестве. Писатель явно стремился идти еще больше в ногу со временем и потому, сохранив обычный для себя лирико-эмоциональный фон пове ствования, сумел коснуться многого, очень немаловажного из того, что происходит во круг нас. Дав как бы всестороннюю," яркую «зарисовку» садоводческого участка Мед вежьей ложбины и ее обитателей, хозяев, И. Лавров далеко не безобидно расставля ет здесь социальные и нравственные акценты. Вот перед нами почти страшный в своей законченности и «озверелости» образ со временного приобретателя, опасного хищ ника Ковриги. Частнособственнический ви рус поразил его настолько, что Коврига с ружьем в руках бросается на мальчишек, которые случайно, в результате своих «ин дейских игр», проникли на его садовый участок. Любопытна и мысль, связанная с образом водителя троллейбуса, Захара Муковозова. Он — хороший работник, старый транспорт ник, «потомок ямщика». Любит свою про фессию и гордится ею. Однако, завладев частным садиком, где почти все соседи по чему-то «гребут под себя», передовой во дитель Муковозов тоже невольно включает ся во всеобщую лихорадочную погоню за рублем. Тоже дни и ночи «горбатит» на своем участке. И вот печальный финал: перенесшего уже один инфаркт Захара на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2