Сибирские огни, 1977, №8

в Сибири комсомольско-молодежных трак­ торных бригад. Оттолкнувшись от этих фактов, И. Лавров написал повесть о девушке-трактористке и ее друзьях. Однако писателю не удалось найти, что называется, оптимального соот­ ношения между «документом» и «вымыс­ лом»; интересный, неординарный жизнен­ ный материал не получил достойного художественного воплощения. Повесть вы­ шла довольно-таки рыхлой, растянутой, приправленной, ко всему прочему, изряд­ ной дозой сентиментализма, что и было отмечено с прискорбием и сожалением в немногих откликах на это произведение. Казалось бы, тема труда решительно не удалась, оказалась не под силу лирику Лаврову. Но вот по прошествии многих лет писатель возвращается к своей «Оча­ рованной», коренным образом переделы­ вает ее и создает по существу новое про­ изведение— повесть «Галя Ворожеева». Сразу стоит оговориться, что и новая редакция повести о девушке-трактористке не свободна от недостатков. И здесь дала о себе знать известная неподатливость, «капризность» темы труда. Как и в перво­ начальном варианте, фигуры сельских комсомольцев получились у Лаврова не­ сколько идиллическими, оторванными от земной почвы, хотя именно на земле они и трудятся. К тому же характеры их рас­ крываются автором не столько в работе, сколько в разговорах и словесных дискус­ сиях, возникающих и по поводу и без вся­ кого повода. Впрочем, все сказанное относится к пер­ сонажам неглавным, к героям-«спутникам». Образ же главной героини получился на сей раз куда более интересным, чем в «Очарованной». Лаврову удалось прежде всего показать свою Галю в труде. Главы, описывающие, как героиня садится за руль трактора, как проводит первые борозды,— очень поэтичны; именно средствами пЬэзии писателю удается здесь передать то, что мы привыкли называть радостью созида­ ния, романтикой труда: «Шел трактор, тянулась за ним, дыми­ лась, как хлеб из печки, пухлая, влажная борозда. Смотрела Галя то вперед, то назад, то на приборы, сбавляла, прибавля­ ла скорость. Неужели это работает она, Галя? Неужели это она стала хозяйкой трактора? И какое же раздолье кругом! По желтому, бурому распластались черные пашни. Всюду между колками в облачках пыли ползали тракторы: боронили, засева­ ли. Ходили по пашне два журавля. Вот они поднялись, полетели низко. Все примечала Галя и в то же время была настороже: на правильной ли глубине ведет пахоту, нет ли огрехов на поворотах?» Повесть И. Лаврова, вероятно, не много­ го бы стоила, если бы героиня ее была все время «привязана» к сиденью трактора, если бы писатель показал ее лишь как при­ мерную трактористку. Нет, Лавров создает характер в чем-то даже трагический. Галя Ворожеева, как почти все Лавровские герои, человек необыкновенной душевной щедро­ сти, ее главная цель в жизни •— делать лю­ дям добро и только добро. Она буквально шага не ступит, чтобы не спросить себя: а не сделала ли она кому-то больно, не при­ чинила ли кому страдания? Но постепенно эта органическая потребность к деланию добра приводит Галю к всепрощению, рож­ дает у нее терпимость к таким людям, ко­ торые менее всего нуждаются в со­ чувствии. Галя не понимает, что быть добрым и добреньким — не одно и то же, ей невдо­ мек, что человек не может быть одинаково хорош и угоден всем и что, наконец, утверждение добра — это не просто прият­ ный для обеих сторон акт милосердия, но это еще и борьба, требующая немалого мужества и силы воли. Как и многие произведения Лаврова, по­ весть «Галя Ворожеева» не чужда филосо­ фии. Ибо и здесь писатель поднимает одну из «всечеловеческих» проблем, раскрывает один из сложных вариантов «вечного» кон­ фликта между добром и злом. Лавров вос­ стает против однозначного, хрестоматийно­ го понимания сложных нравственно-этиче­ ских категорий, показывает всю'пагубность этого очень удобного принципа жизни — быть добреньким. * * * Одно из последних крупных произве­ дений И. Лаврова — повесть «Обитате­ ли Медвежьей ложбины» — как будто не выбивается из общего русла его прозы. Однако имеет и свои заметные индивиду­ альные особенности. Это, пожалуй, одна из самых сатирических и остропроблемных вещей во всем его творчестве. Писатель явно стремился идти еще больше в ногу со временем и потому, сохранив обычный для себя лирико-эмоциональный фон пове­ ствования, сумел коснуться многого, очень немаловажного из того, что происходит во­ круг нас. Дав как бы всестороннюю," яркую «зарисовку» садоводческого участка Мед­ вежьей ложбины и ее обитателей, хозяев, И. Лавров далеко не безобидно расставля­ ет здесь социальные и нравственные акценты. Вот перед нами почти страшный в своей законченности и «озверелости» образ со­ временного приобретателя, опасного хищ­ ника Ковриги. Частнособственнический ви­ рус поразил его настолько, что Коврига с ружьем в руках бросается на мальчишек, которые случайно, в результате своих «ин­ дейских игр», проникли на его садовый участок. Любопытна и мысль, связанная с образом водителя троллейбуса, Захара Муковозова. Он — хороший работник, старый транспорт­ ник, «потомок ямщика». Любит свою про­ фессию и гордится ею. Однако, завладев частным садиком, где почти все соседи по­ чему-то «гребут под себя», передовой во­ дитель Муковозов тоже невольно включает­ ся во всеобщую лихорадочную погоню за рублем. Тоже дни и ночи «горбатит» на своем участке. И вот печальный финал: перенесшего уже один инфаркт Захара на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2