Сибирские огни, 1977, №8
лишь тот человек, который умеет смотреть на жизнь широко открытыми глазами, вби рать в себя все оттенки, отголоски окру жающего мира. И не случайно, когда мальчику стала впервые являться муза, им сразу был взят верный курс. Юный сочи нитель не полез ни в какие заоблачные выси, не принялся, как это делали многие начинающие, строчить приключенческие повести «в духе» Фенимора Купера и Майн Рида, а просто начал передавать на бумаге свои детские впечатления, писать о том, что сам лично пережил и увидел. И сразу обнаружил, что, оказывается, увлекатель ные сюжеты можно брать из самой пов седневной жизни и что «вещество поэзии» можно извлечь из любой, самой обыкно венной, казалось бы, вещи. Лавров пре восходно передает эти минуты творческого озарения, когда все окружающие предме ты, будто по мановению волшебства, вдруг оживают, начинают блистать и пе реливаться, как драгоценные камни, и са ми собой приходят точные, единственно верные слова... «Привязанная у ворот, спала лошадь,— написал я.— Беззвучный снегопад заботли во накрыл ее белой пушистой попоной. Снег пахнет, как разрезанный звонко-ту гой кочан капусты». Ведь есть же это у меня, есть! И мечты, и стихи, и рассказы, и записи мои... Все во мне успокоилось и горело ровным, светлым огнем. «Женщина несла на коромысле ведра, и в каждом ведре кувыркался маслянисто- лунный блик. Когда дует сильный ветер, из таких ведер выпархивают серебристые стайки капель. При морозе, попав на одеж ду, они прилипают ледяными горошинами. Вся пола в горошинах. Она шуршит». Так я писал, забыв обо всем и только радуясь: слова рисуют то, что я мысленно вижу». В творческой судьбе Ильи Лаврова, по жалуй, самым примечательным было то, что как писатель он рождался дважды. Первое его печатное произведение появи лось, когда ему было всего двенадцать лет. В творчестве Лаврова был своего рода «детский» период, который, прямо ска зать, принес ему не столько радости, сколько горечи. Уже тогда узнал он, что сочинительство ко многому обязывает, что пишущий человек легко может стать ми шенью, и палйть по этой мишени могут все, кому не лень. В такой неблагодарной роли и оказался юный Лавров, когда при нес в литературный кружок при детском журнале «Товарищ» один из своих расска зов. Рассказ был о любви. И каких только упреков, каких только обличительных ре чей не выслушал -автор! Его собратья по перу, эти юные неистовые максималисты, стремившиеся во всем быть вровень с эпо хой, не оставили камня на камне от рас сказа. Их возмутило, что автор, вместо того, чтобы писать о грандиозных собы тиях, пишет о какой-то «любовной чепухе»: ,«— Вредный у тебя рассказ. Он уводит от современности, от строительства социа лизма... Кому нужна теперь эта самая лю бовь?.. Сейчас не до любви!..» Удивительное дело: пройдет по меньшей мере четверть века, и Илья Лавров, автор уже нескольких книг, будет слышать по существу те же упреки, но только не от наивных школяров, а от опытных критиков и маститых литераторов. И благо, что ни тогда, в далекую школьную пору, ни по том писатель не внял этим многомудрым советам. Можно сказать, что еще в детстве Илья Лавров определил свою тему, еще тогда начал складываться его индивидуаль ный писательский почерк. Мы уже отмечали, как нелегко склады валась творческая судьба Ильи Лаврова и какими обстоятельствами это было вы звано. В своем романе Лавров предельно кон кретизирует эти обстоятельства, под его пером оживают интереснейшие эпизоды литературной жизни конца сороковых— начала пятидесятых годов. Писатель рас сказывает об одном из значительных пе риодов в истории нашей литературы, ког да пересматривались иные устаревшие «положения» и «концепции», когда начал ся отход от плакатной монументальности и псевдогероики, когда в литературу на чала властно вторгаться сама жизнь с ее реальными конфликтами и проблемами. «Второе рождение» Лаврова-писателя, как видно из этих глав романа, шло труд но. Однако именно благодаря этим труд ностям Илья Лавров и получил от жизни все, что необходимо художнику слова для творческой работы. «...Я благодарю судьбу за встреченных людей, за все любови и дружбы, подарен ные мне. За все измены, разлуки, утраты и радости, обогатившие мои чувства, за все мои зимы, весны и осени, за весь трудный путь к задуманному, за то, что я родился в этой стране, за написанные книги, которые держатся на любви и вос хищении, в общем, за все, что уместилось в крошечной жизни длиною в пятьдесят лет». * * * «Галя Ворожеева» — повесть по-своему знаменательная, в чем-то даже новатор ская для И. Лаврова. Прежде всего не совсем обычна ее творческая история. Еще в 1963 году Лавров написал и опуб ликовал в журнале «Октябрь» повесть под названием «Очарованная». Как сообщал сам автор, в основу ее легли действитель ные события. Писатель познакомился в Читинской области с замечательной де вушкой Валей Чунихиной, одной из зачи нательниц движения за овладение «муж скими профессиями». Валя решила соз дать в своем родном колхозе молодежную тракторную бригаду и обратилась через газету с призывом к своим сверстникам. Это обращение было услышано и в самой Читинской области, и далеко за ее преде лами, в адрес девушки из глухого забай кальского села пришло множество писем, авторы которых просили принять их . в бригаду. Так была создана одна из первых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2