Сибирские огни, 1977, №8
х Но роман «Мои бессонные ночи» под купает нас не только чисто художествен ными достоинствами. Это во всех отноше ниях новый рубеж, новая высота, взятая писателем. Илья Лавров, чей год рождения совпал с годом Великого Октября, чье детство и юность пришлись на самые важные вехи истории Страны Советов, естественно, не мог не внести в свое повествование эпи ческого, исторического начала. Отблеск истории лежит уже на первой странице романа: «В доме темно и тревожно. Окна закры ты ставнями. Где-то на улице раздается четко: «Та-та-та... Та-та-та»... ...Мне страшно. Мама объясняет, что это красные воюют с Колчаком, что стреляют из пулеметов... Это мое первое впечатление от жизни: война, выстрелы, страх». И в дальнейшем, на протяжении всего повествования Илья Лавров не раз обра тится к истории, опишет события, которые выходят далеко за пределы частной жизни героя. Уже сами названия некоторых глав — «Ленин», «В сибирском Чикаго», «Наши города», «Отголоски войны»,— го ворят о стремлении писателя внести свою лепту в создание портрета Эпохи. Но история как таковая присутствует не только в главах, рисующих Новониколаевск в день похорон В. И. Ленина или строи тельство легендарного «Торода-сада» Но вокузнецка. Лучом истории пронизаны и чисто «семейные» главы, где ярко показа но, как под воздействием социальных преобразований, происходивших в стране в первые годы Советской власти, рушились вековые семейно-бытовые устои, искореня лись последние «пеньки» старого мира — остатки патриархальщины и домостроев щины. Чтобы по достоинству оценить идейную значимость этих глав, необходимо подроб но остановиться на образе отца героя- рассказчика. Ибо Михаил Лавров и есть, условно говоря, олицетворение всего тем ного, махрового, замшелого, что остава лось в России-матушке даже после тогЬ бурного половодья, каким явилась Ок тябрьская революция. Сын зажиточного ломовщика, с детства пристрастившийся к коммерческому делу и уже немало пре успевший в нем, Михаил Лавров воспринял революцию с лютой ненавистью. И эта не нависть, точно тугая пружина, помогала ему распрямляться после очередного уда ра, полученного от новой власти, упорно идти «супротив» всех ее преобразований, сохраняя ценой неимоверных лишений свою частно-предпринимательскую «неза висимость». И. Лавров подробно описывает, как а их дворе появлялись то тяжелая, предназна ченная для перевозки грузов телега, то водовозная бочка, то легкая пролетка. Но все эти мирные орудия труда становились в цепких, жадных руках Михаила Лаврова различными видами оружия, с помощью которого пытался он бороться против со циалистических новшеств. Вытеснялся гу жевой транспорт автомобилем, и Михаил Лавров, проклиная в который раз новую власть, на следующий же день добывал бочку и становился водовозом; проводили водопровод, и он тут же, загнав бочку, покупал пролетку и ехал к вокзалу в ка честве легкового извозчика... Что и гово рить, были в первые годы Советской вла сти такие вот упрямцы, из последних сил цеплявшиеся за ^тарое, отжившее, кото рых, кажется, ничто не могло образумить. Сковырнуть их можно было только одним способом — подвести под них мощный ры чаг. Такой рычаг в конце концов нашелся и для Михаила Лавгрова: им оказались са ми его домочадцы. Писатель рисует по- настоящему жуткую картину борьбы, ко торая развернулась в их семье против от ца. Однако этой борьбе предшествовала целая эпоха беспредельного произвола и деспотизма, которые царили в дрме до того, как стали подрастать дети. Ругань, побои, дикие пьяные выходки были здесь рядовым явлением, и нередко от озверев шего «главы» приходилось спасаться бег ством. Мать с детьми забиралась на вто рой этаж, и там, за плотно закрытыми лю ками, семья отсиживалась, слушая, как внизу буянит, круша и ломая все, их «кор милец». «Все бледные, перепуганные. У мамы лицо в синяках, в крови, платье на ней разорвано. Она крестится и вьжрикивает: — Господи, за что ты меня покарал? Чем я согрешила больше других перед тобой?! Хоть бы ты прибрал его, господи, ради детей моих! За что такие истязания? Ведь я руки наложу на себя из-за него, ирода! — Мама рыдает, а мои сестры Ни на й Мария утешают ее». Но вот старшие сыновья Шура и Алеша стали все чаще, все решительнее вставать на пути отца, причем — и это показано в романе — главную роль в созревании протеста сыграли перемены, происхо дившие в жизни всей страны. Шура и Але ша сумели -в конце концов выбраться из зат хлой домашней атмосферы туда, где ки пела большая жизнь. И соприкоснувшись с ней, влившись в мощный поток строи телей нового общества, дети почувствовали себя самостоятельными гражданами, по чувствовали в себе силы, чтобы дать отпор самодуру-отцу, выйти из-под его унизи тельной власти. И вскоре свершилось то, что должно было свершиться: во время очередного дебоша дети дружно навали лись на отца и связали его по рукам и ногам, заявив при этом: «— Так всегда будет... Если ты хоть пальцем тронешь маму... Понял? Пора бро сать старорежимные замашки. ...С тех пор дебоши кончились. Отец жил молча, ни на кого не глядя. Собствен ный дом стал ему враждебным». Но Лавров не был бы Лавровым, если бы не написал своеобразного лирического эпилога к этой далеко не сентиментальной истории. Уже немало лет спустя, после того, как, окончательно спившись и опу стившись, отец ушел из жизни, герой-рас сказчик оказался случайно в доме женщи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2