Сибирские огни, 1977, №8
Лавров — недюжинный знаток и сибир ских птиц и трав, и тайги, и степей, и гор, и рек. (Забегая вперед, скажем, например, что в более поздних произведениях «Шу мела Обь, текла...», «Дорога на Петушки», «Печаль последней навигации» и в других И. Лавров впервые 8 нашей литературе создаст цельный образ великой сибирской труженицы Оби. Быть может, только могу чий Енисей, тоже красочно и с великой любовью описанный 8. Астафьевым в его последних автобиографических повестях, может соперничать в этом отношении с Обью И. Лаврова.) Конечно, «Встреча с чудом» не свобод на, как уже отмечено критикой, и от не которых недостатков. Слишком назойливо, особенно в конце, повторяется иногда основная мысль-рефрен «К морю, к мо рю!»;» есть на отдельных страницах и на лет «умилительности», слащавости, за ко торую писателя справедливо упрекала критика. И все же эти отдельные «де^ ревья»-Шероховатости, конечно же, не мо гут заслонить всего здорового и крепкого «леса» Лавровской прозы, что привольно раскинулся перед читателем в главах пер вой «объемной» повести писателя. В несколько другой тональности написа на относящаяся к этому же периоду по весть «Девочка и рябина». Это — уже зре лый реализм, окрашенный и лирикой, и приподнятостью, эмоциональностью. По весть о труде и жизни актеров хороша прежде всего очень добротной и интерес ной тканью письма. Неофициальная теат ральная «биржа» в Москве, репетиции режиссера Воеводы, выезды актеров в села, спектакли и подготовка к ним — все это сделано на мастерском уровне. Писа тель (сам, как известно, многие годы ра ботавший актером) сумел уже вполне про фессионально «отстраниться» от ненужных мелочей закулисной жизни театра, что позволило ему глубоко проникнуть в суть, в сокровенный смысл описываемых собы тий. Невозможно стать хорошим артистом, не зная жизни, не зная тех людей, роли которых ты играешь на сцене,— эта глав ная мысль проведена в «Девочке и ряби не» ненавязчиво, вытекает из всей образ ной ткани повествования. (Заметим к тому же, что «Девочка и рябина» продолжает собой другую самостоятельную тематиче скую струю творчества писателя — теат ральную; к ней И. Лавров будет возвра щаться постоянно, обогащая ее все новы ми произведениями.) После повестей «Мне кричат журавли», «Встреча с чудом», «Девочка и рябина» И. Лавров явно стремится освоить еще более масштабный жанр — роман. Харак терная для многих прозаиков линия про фессионального роста «рассказ—повесть— роман» проявилась и здесь: писатель вско ре публикует роман «Штормовое предуп реждение». В нем затронуты небезынте ресные проблемы, связанные с жизнен ными драмами двух главных действующих лиц: Верескова-отца и Верескова-сына. Глубже, пожалуй, удалось автору раскрыть драму сына, Сергея Верескова, который, пережив определенный надлом, все же* находит силы выйти на свою, творческую стезю в жизни. Менее ясна трагедия отца: что-то тут связано и с объективными об стоятельствами, что-то и с характером са мого Верескова-старшего. Однако глубо кого исследования обеих этих причин в романе нет, и, наверное, поэтому он в общем-то явно не «прозвучал». И крити ка, и читатели отнеслись к «Штормовому предупреждению» весьма сдержанно. За «Штормовым предупреждением» сле дуют рассказы «Дорога в Петушки», «Дни ветров и метелей», повесть «Не покидай меня, любовь», которые свидетельствуют о бесспорном усилении Лавровского реа лизма. Писатель все зорче вглядывается в окружающий его мир, глубже пытается раскрыть те характеры и конфликты, ко торые попадают в поле его художниче ского зрения. Так, самый, казалось бы, «банальный» конфликт — супружеская ссо ра из ревности — в рассказе «Дорога в Петушки» повернут к читателю такой ин тересной, нестандартной стороной, что после выхода этого рассказа «Литератур ная газета» ему одному посвятила целую критическую статью. * * * Из последних произведений И. Лаврова, вошедших в книги «Зарубки на сердце», «Кудлатая хорошая собака», «Благодарю судьбу», «Печаль последней навигации», «Галя Ворожеева» и другие, хочется- под робнее остановиться на автобиографиче ском романе-трилогии «Мои бессонные ночи», повестях «Галя Ворожеева» и «Оби татели Медвежьей ложбины». Обращение писателя к собственной био графии, потребность рассказать о своей жизненной и творческой судьбе — факт вполне закономерный и понятный. Почти каждый большой художник слова рано или поздно берется за перо, чтобы написать книгу о себе и своем поколении. К созданию своего автобиографического романа И. Лавров приступил уже будучи зрелым мастером. И это, право же, сразу чувствуется. «Мои бессонные ночи» преж де всего — отличная проза, где масса языковых находок, каждая из которых мо жет служить наглядным пособием для от вета на вопрос: что нужно иметь человеку, чтобы браться за перо. «Вдоль проспекта катится теплый, могу чий ветер. Я разрезаю его грудью, как воду. Через всю улицу качаются черные тени ветвей и листьев. Сырые флаги хлопают сочно и громко, точно бичи пастухов. Мокрый асфальт отражает золотом цепи дрожащих огней. Словно полок в бане, асфальт густо за ляпан березовыми листьями. По нему расплескались сияющие блики, скользят змейки света, в сотнях луж отра жаются золотые окна, стволы, ноги про хожих».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2