Сибирские огни, 1977, №8
Повесть почти сразу начинается с вели колепных описаний сибирской природы: «Наконец дремучие хребты раздвигают ся, и я вступаю в широкую долину. Здесь тайга осветлена речками, полянами, озера ми и лугами. В день по нескольку раз гре мят солнечные минутные грозы. Пронесет ся туча, небольшая, черная, оглушительно загрохочет, взъярится молниями, сыпанет на землю небольшой ливень. А сбоку солнце палит, и от него ливень валится зо лотым водопадом, и травы сверкают, и ручьи слепят. Минута — и нет грозы, снова жар обдает землю, и еще сильнее двину лись в рост травы. А ты идешь, промокший с головы до ног, и тебе хорошо, тепло и радостно». Сочно, интересно выписаны и люди, встречаемые главным героем повести, сту- дентом-орнитологом. Вот забавный дере венский «философ-лентяй» дядя Игнат: «Дядя Игнат очень высокий, сухой, с багровым от солнца и ветра лицом. У него лихо закрученные усы. На стриженой го лове сальным блином лежит бурая кепка с разбухшим, в два пальца толщиной ко зырьком. Медлительный, спокойный и не возмутимый, восседал дядя Игнат на табу ретке...» У «лихого весельчака в полосатой тель няшке» Грихи Шаньгина «играли усмешкой землянично-сочные губы, дрожащие кры лышки носа, прищуренные зеленые глаза», а у поварихи Джанкой глаза были «по-ки тайски раскосые и по-русски синие». Мак сим Правилов «весь свит из сухих и твер дых мускулов», а агроном Касьянов «был сравнительно молодой и до того поджа рый, что казался невесомым. Не очень крупный, сутулый, горбоносый, взъеро шенный, он шел ныряющей походкой, шел легко, едва касаясь земли. Так и чудилось, что вот-вот сейчас он оттолкнется и по летит». Однако косари далекого Желыкена предстают перед нами вовсе не этакими пейзанами, вызывающими лишь восторг и умиление автора. Они все—в труде, они— колхозный коллектив, в котором есть свои внутренние человеческие и производствен ные отношения. Причем те и другие так переплетены, что приезжему орнитологу не сразу удается в них разобраться. И вот здесь на сцену выступает снова излюблен ный лавровский конфликт: несколько ге роев как бы проверяются оселком Любви, Красоты, как бы доказывая правомерность своих притязаний на них, выносят сами се бя на суд читателя: достойны ли они под линной Любви и Красоты? Мы помним: своеобразный «смотр же- йихов» перед лицом красоты, женственно сти был намечен еще в «Выигрыше», где на взаимность Гали претендовали Бричкин и Полынин. Этот же мотив просматривает ся и в рассказе «Веселый сказочник», где перед библиотекаршей Валей поочередно самораскрываются брюзгливый Истомин и окрыленный творчеством,' тонкий душевно Устьянцев. И вот здесь, в повести «Мне кричат жу равли», о красавице Стеше мечтают сразу трое: Гриха Шаньгин, Максим Правилов и приезжий студент-орнитолог. Кому же от7 даст она предпочтение? Гриха Шаньгин — бывший муж Стеши, но она ушла от него через месяц после свадьбы, потому что он «все командовать хотел, чтобы, значит, Стеша на цыпочках перед ним бегала, угождала ему». Хотя и небесталанная, но какая-то неустоявшаяся, самолюбивая и грубоватая натура Шаньги на видна . весьма отчетливо из метких штришков и черточек, вроде бы походя «подброшенных» нам писателем. Вот Гриха вдруг, ни с того ни с сего, «отчаянно за голосил» глуповатую частушку, вот он не брежно, со смешочком обошелся с зем ляникой, собранной поварихой для лучше го косаря, вот грубо оборвал кого-то из товарищей. Отдаст ли себя навсегда тако му «ухарю» гордая и независимая, всей душой тянущаяся к прекрасному Стеша? Нет, конечно. Не волнует ее сердце пусть и работя щий, честный, но, увы, очень уж обыден ный и скучноватый («В нем — ни на грош поэзии»,— говорят о таких людях) Максим Правилов. И только мечтательный орнитолог, спо собный слышать нежное «пю-и» пеночки- зарнички, «ночное мычанье» таинственной птицы выпи,, «тонкий жалобный голосок журавленка», видеть у своих ног «сильный, ■упруго извивающийся, серебристый жгут ручья», «джунгли лугов, осыпанные мелкой голубой гречавкой», осязать «медовые запахи распареннь1х трав»,— только этот, чудаковатый и чуткий, влюбленный в своих птиц, в речку, в природу, во все зеленое, живое и прекрасное, человек сумел, как видно, заронить в сердце Стеши священ ную искру чувства, искру любви... Так житейски справедливо и философски точно разрешился этот негласный «спор женихов»: настоящая Красота готова поко риться только тоже Красоте (пусть дру гой — душевной, личностной), но не пойдет за пошлостью, обыденностью, грубостью. * * * Одной из вершин лавровской прозы ста ла повесть «Встреча с чудом». Писатель сразу взял словно несколькими тонами выше; после первых «пристрелочных» рас сказов он как бы развернулся во всю ширь своего таланта. Насыщенность мыслью, лиризм, бурное жизнелюбие, редкое бо гатство настроений,, чувств, их оттенков, яркокрасочный калейдоскоп деталей, об разов, описаний — все это обеспечило «Встрече с чудом» успех и у читателя, и у критики. (Не случайно повесть неодно кратно переиздавалась массовыми тира жами, переведена на многие иностранные языки, вышла в «Роман-газете», инсцени рована в нескольких театрах, по ней по ставлен радиоспектакль, создан фильм «Дорога к морю», написана Д. Кабалев ским опера «Сестры»), Новой повестью И. Лавров продолжил и усилил самую, пожалуй, животворную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2