Сибирские огни, 1977, №8
вплетена и «меркантильная» струнка: Брич- кин и Полынин перепутали записи своих облигаций, одна из которых выиграла крупную сумму. Чья же? Вот на эти два вопроса, собственно, и дает ответ рассказ «Выигрыш», названный так явно не без тайной иронии. В самом деле: формально выигрывает в конце концов прижимистый, «зациклен ный» на деньгах и хозяйстве Полынин: сошлась с таблицей именно его облига ция. А в действительности мы понимаем, что выиграл скорее веселый, открытый Бричкин, но выиграл не деньги, а что-то главное в самой жизни. Ведь в деньгах ли счастье? Они пришли — они уйдут, даже самые большие. Но не придет никогда к омещаненному Полынину сердечная щед рость, тяга к прекрасному, способность сострадать и радоваться — все то, что есть у Коли Бричкина и что привлекло (и не могло не привлечь) к нему чуткую к ду шевной красоте Галю. Упрощенно говоря, Полынин выиграл деньги, а Бричкин — лю бовь, красоту, весь окружающий мир. Схожая мысль лежит и в основе расска за «Дом среди сосен». Кирилл здесь — по натуре не угрюм и не кулак с виду. Он даже весел, общителен, однако тот же зловещий вирус — мещанства, стяжательст в а— поразил и его, а если человек живет вразрез с совестью, не спасут его и самые богатые хоромы, самые модные, дорогие вещи. Таков внутренний пафос рассказа, пафос, как видим, очень современный, хотя «Дом среди сосен» написан почти четверть века назад. Уже в первых рассказах И. Лавров об наружил умение подмечать в жизни и ри совать яркие психологические типы и ха рактеры. Вот, скажем, рассказ «Шофер за облаками». Ведь как верно, точно выписан здесь главный герой — шофер Николай Тарелкин! «Дверь нежно визгнула, и в кабинет, чуть косолапя, вошел коренастый крепыш в клетчатой ковбойке с засученными рука вами, в синей спецовке с лямками через плечи и с перехватом на груди. Два на шивных .брючных кармана оттопырились, набитые красными яблоками. В третий карман на груди втиснут томик Джека Лондона. За ухо заложена лиловая астра, за другое — папироса, а под кепку под толкнут карандаш». «Тарелкин... сунул в рот стебельком астру, прыгнул на перила, лихо съехал на первый этаж, идя через двор к «Победе», мимоходом растрепал девушке прическу, щелкнул по лбу пробегавшего мальчишку, бросил сторожихе яблоко и, насвистывая, сел за руль». Тарелкин обладает кипучей энергией, он не боится ни высоты, ни скорости, ни бо га, ни черта. В характере этого выхвачен ного из жизни «человека действия» пси хологически достоверно все, вплоть до мельчайших штришков. (Как уместно, ска жем, его излюбленное присловье: «Оставь прихоть ешь курятину!». Ведь люди дей ствия, не умея да и не стараясь выразить свои мысли как-то ярко, разнообразно, именно и прилепляются к одному-двум расхожим выражениям, употребляя их во всех случаях жизни). Населены живыми характерами, яркими типами и сатирически окрашены рассказы «Потерянный город», «Гость на свадьбе», «Два имени». В каждом из них, наряду с крепнущим мастерством повествователя и психолога, все более ощущается и граж дански активная (а вовсе не «созерца тельная», не «пессимистическая») позиция писателя, страстно отрицающего эгоизм, стяжательство, равнодушие, приземлен- ность, душевную слепоту, бурно приветст вующего Добро, Красоту, Бескорыстие, Правду. Однако, завершая краткий обзор ранних рассказов И. Лаврова, нельзя не согласиться и со словами критика Н. Янов ского об отдельных слабостях, издержках этих рассказов: «В них... легко обнаружива ется и прямолинейность, и дидактизм... Писатель не всегда улавливает тонкие и многосторонние связи человека с миром, его выводы поэтому нередко однозначны. Есть... и литературная сделанность, и сен тиментальность, и красивость стиля, и од нообразность приемов в изображений при роды и человека»1. * * * Да, все это есть (да и не могло, навер ное, не быть) в первых произведениях Ильи Лаврова, и с большим интересом поэтому хочется проследить дальнейший его литературный путь. Начав не очень-то рано даже для прозаика (первая книга появилась, когда автору было уже под сорок), Илья Лавров, словно стремясь на верстать упущенное, работает в последую щие годы очень много и плодотворно. (Он сам признавался, что «в душе как плотину прорвало: что ни месяц, то рассказ, по весть, снова рассказ...»). Писатель признан, его книги читаются и быстро расходятся, его художественные образы и открытия широко обсуждаются сибирской и центральной прессой. Оценки, как всегда, разноречивы, но в одном сходятся все: рост мастерства, по ступательный прогресс Лавровского психо логизма, пластики, тончайшего лиризма и гражданственно-страс1-ной обличительно- сти несомненны, ярки, убедительны. Новые рассказы и повести—«Веселый сказочник», «Девочка и рябина», «Мне кричат журав ли», «Сопутник», наконец, «Встреча с чу дом» — выводят И. Лаврова в число приз нанных советских прозаиков. И как же свежо, жизнелюбиво звучат его вещи на фоне скепсиса и беспомощности иных «литературно-звездных» мальчиков того времени! Показательна в этом отношении повесть «Мне кричат журавли», которую критики справедливо назвали своеобразным гимном красоте, жизни, природе, труду, любви, поэзии. ' Н. Я н о в с к и й . Илья Лавров. Новоси бирск. Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. с. 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2