Сибирские огни, 1977, №8
В рассказе «Синий колодец» лесоруб Семен оказался в драматической ситуации. Девушка, которую он любил и с которой уже договорился о свадьбе, вдруг в пос ледний момент все «переиграла», вышла за другого, даже не поставив в извест ность о том своего жениха. Семен, при бывший к невесте в деревню, застает в ее доме шумное застолье. Кажется, невоз можно представить положения более от чаянного, нелепого и жалкого, чем то, в какое попал Семен. Кажется, ничто уже не может излечить душу несчастного парня, почувствовавшего вдруг злобу и отвраще ние ко всем людям. Но исцеление начинается буквально на глазах читателя. И главную роль здесь иг рает природа, которая, точно добрый, верный друг, всегда рядом с героями Лаврова, всегда готова протянуть им руку, обласкать, утешить. Отвергнутый невестой, Семен возвращается в поселок лесорубов на попутном грузовике. В дороге машина останавливается возле ручья: шофер ре шил долить воды в радиатор. И вот, сидя в кузове, в темноте, Семен вдруг оказы вается в объятиях старой березы, которая «опустила густые, мягкие ветви прямо в кузов, на колени, на плечи Семена, обняла весь грузовик. Множество листьев висело неподвижно. В душе было тихо, как на земле. Не хотелось думать, хотелось про сто смотреть, как земля отдыхала в ласко вом мраке, в глухой тишине под копоша щимися звездами... Молчали Семен и шофер, молчала тай га и ночь, молчала береза, прижимаясь ветвью к щеке. Будто все к чему-то при слушивались. И мотор начал затихать: то же, наверное, хотел послушать то великое, что на человеческом языке называется жизнью». И от соприкосновения с этим «великим» и вечным Семен почувствовал облегчение, боль начала рассасываться, на душе по светлело. Союз человека и природы — один из основных мотивов у Ильи Лаврова. И хотя мотив этот проходит едва ли не через каждое произведение писателя, читателю он не надоедает, потому что автор находит удивительное разнообразие красок, оттен ков, тонов и полутонов для его выражения. Вместе с тем мотив этот оказывается не только очень близким сердцу читателя, но и весьма злободневным, остросовре менным. Ибо, как мы убедились на горь ком опыте, будущее человечества во мно гом зависит от того, насколько бережно сумеем мы отнестись к окружающей нас естественной среде, насколько чутко мы будем обращаться с нашей общей ма терью—природой. А для этого каждому надо быть бесконечно добрым, щедрым, гуманным, быть в душе художником и поэтом. И о том, как это важно — быть добрым, напоминает нам каждым своим произведением, каждой своей строкой Илья Лавров. Тема любви как своеобразного «духов ного эликсира» человека — тоже одна из наиболее излюбленных у Лаврова — прозвучала ярко и отчетливо в «Ночных сторожах». Как странно и печально сложи лась в этом рассказе судьба главного ге роя, сторожа Ефима! Ефим как будто не переживал особых трагедий и надломов. Он здоров, благополучен, имеет семью, работает. Но Ефим дожил почти до седых волос без любви, он так и не испытал это го чувства во всей его полноте. И потому обеднил свою душу, ожесточился, огрубел. Но любовь все же находит его, находит в лице простой женщины Варвары, его на парницы по ночным дежурствам в парке. Нравится Ефиму Варвара, а вместе с ней начинает нравиться и весь окружающий мир. Если раньше он кричал на влюблен ных в парке: <*А, чтоб вам ни дна ни по крышки!.. Носит вас тут нечистая сила, окаянных!», то после очередного разгово ра с Варварой «...Ефим идет по парку, и впервые деревья нравятся ему. Он удив ленно рассматривает их, нюхает. И чувст вует Ефим, что любит парк и эти ночи, и, наверное, они — лучшие в его жизни. Уже не хочется кричать на парочки, неприятно, что Варвара слышала его ругань. «Лаялся, как пес,— думает он смущенно,— а чего спрашивается? Темнота!» Так любовь внутренне просветлила че ловека, вызвала к жизни все то лучшее, что было дано ему от природы и искус ственно муровалось где-то в тайниках души. В «Ночных сторожах» проявляется уже и мастерство Лаврова-психолога. Здесь хороши не только главные герои, но и вто ростепенные, например, вздорный, пошло- ватенький старичонка Биба со своим куревом под шапкой, жена Ефима Анна— «тоненькая, небольшая, остренькое лицо в оспинах, как пластик сыра в ямках». Истинно по-лавровски, мягко и лирично, выписан парк, деревья, летняя ночь. Очень достоверно и то, что Ефиму, «тяжелому», «коренастому», имеющему «крупное усатое лицо и красивые угрюмо- ватые черные глаза» (то есть человеку хотя и сильному, но нелюдимому, закры тому), нравится именно Варвара — не толь ко дородная, женственная, но и приветли вая, открытая, ласковая, как бы постоянно настроенная не на себя, а на окружающий мир. Словно дополняя собой мрачноватого Ефима, именно Варвара способна пробу дить к жизни такого человека,— подобные «психологические связки» встречаются во круг нас сплошь и рядом. И нам становит ся искренне жаль Ефима, когда Варвара уезжает: эх, раньше бы ему встретить та кую женщину! Насколько богаче, интерес нее была бы, наверное, его жизнь! Весьма характерны для Лаврова и глав ные мысли двух других рассказов: «Вы игрыш» и «Дом среди сосен». В «Выигры ше» у героев (опять-таки самых обычных, «маленьких» людей — поездных проводни ков) создается своеобразный «треуголь ник»: двое — Коля Бричкин и Василий По- лынин — отдают свои симпатии одной де вушке — «румяной», «круглощекой», «с грудным звонким голосом» украинке Гале. Но кого же предпочтет она? В сюжет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2