Сибирские огни, 1977, №8
исключая и театров Ленинграда» (подчерк нуто мною,— Л. Б.). Я вовсе не собираюсь поставить проти воречивость ответов в упрек моим ма ститым коллегам. Чувствовалось, что они столкнулись с проблемой несколько не ожиданно для себя и пытались здесь же дать определение сложному явлению. Но проблема, не имеющая еще достаточно четкой теоретической разработки, конечно же, не могла быть решена «с ходу». Отсю да и наивная попытка все объяснить на ступившими «театральными буднями» (ка кие же «будни» могут быть в искусстве?!) или же поставить в пример Саратовский театр за отсутствие «усредненности» на том основании, что он привез на гастроли спектакли «странные, допотопные и рядом очень современные, очень интересные, и рядом какие-то очень «лихие» (из выступ ления С. Дружининой). Что это? Похвала эклектике стиля?! О том, что проблема действенной борь бы со стандартизацией духовной продук ции день ото дня становится все острее, говорят многие факты. Сошлюсь хотя бы на рецензию Н. Савицкого на новый ше стисерийный телефильм Е. Карелова «Два капитана». Критик писал: «Возможно, лет десять тому назад, когда еще рано было говорить о «законах жанра» многосерий ного телефильма-экранизации, результат, которого добились Е. Карелов и его кол леги, можно было оценивать как вполне успешный. Если сценарист и режиссер проявляли уважительное отношение к пер воисточнику, если актерам удавалось убе дить зрителя в достоверности экранных образов, в их кровном родстве с литера турными героями,— это почти заведомо считалось успехом. Ныне появились еще и новые критерии, связанные со спецификой телевизионной серии и телевизионного ки но в целом» (Н. Савицкий. «Третья встре ча». «Правда», 9 апреля 1977 г.). Как ви дим, и здесь, в смежном виде искусства, те же проблемы борьбы с актерской убе дительностью «вообще», за специфику и неповторимость, за жанровую опреде ленность. И здесь стремительное, взыска тельное время диктует новые требо вания. Борьба со стандартизацией, усреднен- ностью искусства должна вестись созна тельно, целенаправленно. Сегодня не может быть «проходных» спектаклей, спек таклей «на кассу». Не может сегодня глав ный режиссер планировать выпуск двух трех средненьких спектаклей, где и актеры послабее, и оформление подешевле, и костюмы «на подборе» с„ тем, чтобы, сэкономив время и средства, создать «гвоздь сезона». Нет! На усредненные спектакли сегодня спроса нет! Сегодня, как никогда, важно вспомнить биографии спектаклей-шедевров, таких, как «Гамлет» Н. Охлопкова или его же «Медею». Сегод ня с особым вниманием мы всматриваем ся в режиссерскую работ\у Б. Равенских, изучаем выдающиеся творческие достиже ния таких корифеев нашей сцены, как И. Ильинский, И. Смоктуновский, Ю. Толу- беев, А. Борисов, с интересом знакомимся со своеобразным почерком Рижского теат ра, потому что именно здесь видны пути борьбы с театральной безликостью, ниве- лированностью творческого облика многих и многих театральных коллективов. Театры страны готовятся к всенародно му празднику — 60-летию Великого Октяб ря. Репертуар пополняется за счет произ ведений, посвященных героическим стра ницам революционной истории партии и народа, актуальным проблемам современ ности, благородной теме борьбы за мир, свободу и независимость народов. Огром ное внимание уделяют театры проблемам нравственного воспитания современника, взаимоотношениям личности и коллектива, коллектива и общества. Деятельную под готовку к встрече знаменательной даты начали и театры Сибири. Сегодня перед ними встает проблема формирования не только репертуара, но и творческого ин дивидуального, неповторимого лица. Эту задачу невозможно решить без учета зри тельских ожиданий. А нынешний зритель воспитан не только местными театрами, но и телевидением, и театрами-гастроле рами. Отсюда настоятельная необходи мость изучения творческого своеобразия своих бывших и будущих гостей, их твор ческого кредо, их вклада в театральную жизнь города. Несомненно, что культурные обмены в дальнейшем будут все шириться, что в самом ближайшем будущем они до стигнут небывалых размеров. Много проб лем возникло и будет возникать в связи с этим. Но главный ответ — искать свой неповторимый творческий почерк. Сегодня от любого театра, любого ранга зритель ждет только одного — спектакля-открытия! ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2