Сибирские огни, 1977, №8

исключая и театров Ленинграда» (подчерк­ нуто мною,— Л. Б.). Я вовсе не собираюсь поставить проти­ воречивость ответов в упрек моим ма­ ститым коллегам. Чувствовалось, что они столкнулись с проблемой несколько не­ ожиданно для себя и пытались здесь же дать определение сложному явлению. Но проблема, не имеющая еще достаточно четкой теоретической разработки, конечно же, не могла быть решена «с ходу». Отсю­ да и наивная попытка все объяснить на­ ступившими «театральными буднями» (ка­ кие же «будни» могут быть в искусстве?!) или же поставить в пример Саратовский театр за отсутствие «усредненности» на том основании, что он привез на гастроли спектакли «странные, допотопные и рядом очень современные, очень интересные, и рядом какие-то очень «лихие» (из выступ­ ления С. Дружининой). Что это? Похвала эклектике стиля?! О том, что проблема действенной борь­ бы со стандартизацией духовной продук­ ции день ото дня становится все острее, говорят многие факты. Сошлюсь хотя бы на рецензию Н. Савицкого на новый ше­ стисерийный телефильм Е. Карелова «Два капитана». Критик писал: «Возможно, лет десять тому назад, когда еще рано было говорить о «законах жанра» многосерий­ ного телефильма-экранизации, результат, которого добились Е. Карелов и его кол­ леги, можно было оценивать как вполне успешный. Если сценарист и режиссер проявляли уважительное отношение к пер­ воисточнику, если актерам удавалось убе­ дить зрителя в достоверности экранных образов, в их кровном родстве с литера­ турными героями,— это почти заведомо считалось успехом. Ныне появились еще и новые критерии, связанные со спецификой телевизионной серии и телевизионного ки­ но в целом» (Н. Савицкий. «Третья встре­ ча». «Правда», 9 апреля 1977 г.). Как ви­ дим, и здесь, в смежном виде искусства, те же проблемы борьбы с актерской убе­ дительностью «вообще», за специфику и неповторимость, за жанровую опреде­ ленность. И здесь стремительное, взыска­ тельное время диктует новые требо­ вания. Борьба со стандартизацией, усреднен- ностью искусства должна вестись созна­ тельно, целенаправленно. Сегодня не может быть «проходных» спектаклей, спек­ таклей «на кассу». Не может сегодня глав­ ный режиссер планировать выпуск двух­ трех средненьких спектаклей, где и актеры послабее, и оформление подешевле, и костюмы «на подборе» с„ тем, чтобы, сэкономив время и средства, создать «гвоздь сезона». Нет! На усредненные спектакли сегодня спроса нет! Сегодня, как никогда, важно вспомнить биографии спектаклей-шедевров, таких, как «Гамлет» Н. Охлопкова или его же «Медею». Сегод­ ня с особым вниманием мы всматриваем­ ся в режиссерскую работ\у Б. Равенских, изучаем выдающиеся творческие достиже­ ния таких корифеев нашей сцены, как И. Ильинский, И. Смоктуновский, Ю. Толу- беев, А. Борисов, с интересом знакомимся со своеобразным почерком Рижского теат­ ра, потому что именно здесь видны пути борьбы с театральной безликостью, ниве- лированностью творческого облика многих и многих театральных коллективов. Театры страны готовятся к всенародно­ му празднику — 60-летию Великого Октяб­ ря. Репертуар пополняется за счет произ­ ведений, посвященных героическим стра­ ницам революционной истории партии и народа, актуальным проблемам современ­ ности, благородной теме борьбы за мир, свободу и независимость народов. Огром­ ное внимание уделяют театры проблемам нравственного воспитания современника, взаимоотношениям личности и коллектива, коллектива и общества. Деятельную под­ готовку к встрече знаменательной даты начали и театры Сибири. Сегодня перед ними встает проблема формирования не только репертуара, но и творческого ин­ дивидуального, неповторимого лица. Эту задачу невозможно решить без учета зри­ тельских ожиданий. А нынешний зритель воспитан не только местными театрами, но и телевидением, и театрами-гастроле­ рами. Отсюда настоятельная необходи­ мость изучения творческого своеобразия своих бывших и будущих гостей, их твор­ ческого кредо, их вклада в театральную жизнь города. Несомненно, что культурные обмены в дальнейшем будут все шириться, что в самом ближайшем будущем они до­ стигнут небывалых размеров. Много проб­ лем возникло и будет возникать в связи с этим. Но главный ответ — искать свой неповторимый творческий почерк. Сегодня от любого театра, любого ранга зритель ждет только одного — спектакля-открытия! ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2