Сибирские огни, 1977, №8
рота метода социалистического реализма позволяет, по словам А. Фадеева, «жизнь нашу и завтрашний день наш изображать и в форме, родственной классическим ро манам, то есть на бытовой основе, и в форме, родственной «Фаусту» или «Де мону», то есть в форме романтиче ской или сказочной, или условной, в общем, в любой форме/, позволяющей видеть правду». То же самое можно сказать применительно к формам теат ра. Главное в творчестве любого теат рального коллектива, любого художника сцены — его творческая позиция, идейная направленность. Но существовать она мо жет только в определенной, присущей дан ному явлению форме. Поэтому ленинская партия всегда проявляла большую заботу о творческих поисках, выступала за наибо лее полное раскрытие индивидуальности художника, ратовала за многообразие сти лей и форм, созданных на основе метода социалистического реализма. Истинный та лант н е м о ж е т б ы т ь в с е я д н ы м , он и н д и в и д у а л е н по с в о е й п р и р о д е и означает п р и с т р а с т и е к ка кому-либо определенному стилю. Угроза стандартизации, усредненности реальна для любого творческого коллек тива. Об этом не следует забывать нико му, в том числе и нашим новосибирским театрам. • До сих пор мы рассматривали театраль ную жизнь из «точкр зрительского наблю дени я— Новосибирск». Давайте попробу ем взглянуть свежими глазами непредвзя того зрителя ну- хотя бы на сегодняшний «Красный факел» из «точки 'зрительского наблюдения — Ленинград». Передо мной газетные рецензии на гастрольные спек такли театра, стенограмма обсуждения гастролей в Ленинградском отделении Все российского театрального общества, состо явшегося 26 июня 1976 г. Рецензии сдер жанны. Конкретный деловой Ьнализ, похва лы в адрес отдельных спектаклей и исполнителей завершаются тревогой за дальнейшую судьбу театра. «...Есть в театре и способная, хорошая молодежь, и поэтому хочется пожелать «Красному факелу» и более яркой, смелой режиссуры» («Смена», 26 июня 1976 г. Е. Егорова. «Удачи и про счеты «Красного факела»), В недоумении останавливается критик С. Цимбал перед афишей театра, где имена таких разноха рактерных русских классиков, как Ф . До стоевский и А . Островский, соседствуют с именами современных зарубежных авторов, и все вместе с такими несхожими по твор ческим устремлениям советскими драма тургами, как В. Панова, В. Шукшин, А. Ар бузов, С. Алешин: «Столь несходные с любой точки зрения имена драматургов и названия пьес в репертуаре отражают ши роту интересов театра. Но у подобной ши роты есть и своя оборотная сторона: она легко может обернуться всеядностью, репертуарной неопределенностью, несогла сованностью между требованиями репер туара и творческими возможностями кол лектива». Тревогой за будущее театра про никнуты слова критика, обращенные к краснофакельцам: «К: асный факел» обра щается к литературе, сценическое прочте ние которой властно требует с а м о с т о я - ' т е л ь н о с т и и т о ч н о с т и (подчеркнуто мною.— Л. Б.). Поверхностная иллюст ративность, прямолинейность сценических решений не прощаются сегодня зритель ным залом, а само понятие художествен ной правды становится в наше время ' все более многозначным и объемным». (С. Цимбал. «Традиции и взыскательное время». «Ленинградская правда», 30 июня, 1976 г.). «Что происходит с «Красным факелом»?» Этот вопрос волновод всех выступавших и на творческом обсуждении в Ленинград ском отделении ВТО. Разговор зашел об опасности отношения театра «к данной пьесе как к пьесе вообще, к любой драме как к драме вообще». О некоей «психоло гической неопределенности», «неоправдан ной самоуверенности, что все можно сде лать и все поставить», об «усредненном профессионализме», который не позволяет опускаться ниже определенного уровня и в то же время не дает подняться до не повторимости. Опасения вызывала и ни велировка жанров, в результате которой уходит своеобразие данной пьесы, данного автора. Все эти болезни сегодняшнего «Красного факела» единодушно диагно стировали С. Цимбал и С. Дружинина, полностью согласился с их выводами глав ный режиссер театра С. Иоаниди. В заключение беседы состоялся весьма примечательный диалог. От краснофакель- цев поступил вопрос: «К вам в Ленинград приезжают и другие периферийные теат ры — Горьковский, Воронежский, Саратов ский, Ярославский. Хотелось бы услышать в свете поднятой вами проблемы сравни тельные впечатления от встречи с этими коллективами». Как ни странно, вопрос застал опытных критиков врасплох. С. Цим бал начал свой ответ с утверждения, что «у к а ж д о г о т е а т р а с в о и т р у д н о с т и , с каждым были с в о и споры», а закончил признанием, что аналогичные краснофакельским проблемы существуют повсеместно, что « б о л ь ш и н с т в о у п р е к о в о т н о с и т с я и к д р у г и м т е а т р а м». Столь же противоречиво отвечала на вопрос и С. Дружинина. В. начале своего выступления она говорила: , «Мне кажется, сейчас трудно найти коллектив, в котором бы все было идеально. Все чем-то муча ются. Наверное, сейчас закономерно, что после театрального подъема дело пошло несколько на спад. Было очень много от крытий, теперь этот период прошел, на чались театральные будни, которые в боль*- шинстве своем не так радуют. Вероятно, каждый театр переживает это по-своему, у к а ж д о г о с в о и д р а м ы , с в о и п е ч а л и » . Значит, выходит, что беды те атров сугубо индивидуальны? Закономер ностей нет? Но та же С. Дружинина в заключение беседы вполне согласилась с итоговым выводом С. Цимбала: «Театры к нам приезжали, действительно, очень раз ные. Но у в с е х е с т ь о б щ е е не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2