Сибирские огни, 1977, №8
критика Г. Кожуховой, в состав «театраль ной сборной страны», встретившись с вы ходцами из театра «Современник», а также с Андреем Поповым, перешедшим во МХАТ из Центрального театра Советской Армии («Правда», 28 января 1977 г.). Если уж такое происходит со зрелыми мастера ми, выдающимися деятелями нашего теат ра, то что говорить о выпускниках театраль ных школ и училищ — воспитанника Щукин ского училища можно встретить и в Ленинграде, и в Новосибирске, и во Вла дивостоке. Впрочем, говоря о спектакле «Лето крас ное», мы упоминали, ,*то есть в нем один образ, который удерживает зрительское внимание от начала до конца. Это садовод Фрол Песков в исполнении ветерана театра Л. Двоеглазова. 30 лет работает в Барнауле этот артист, и сегодня его понимание зрите ля, его яркая индивидуальность составляют .главное, что цементирует действие рыхлой пьесы. Фролу — Двоеглазову до всего есть дело. Ему мало своих забот с опытными сортами сибирских яблок, с созданием колхозного сада. Нет, он самолично отвозит слепую девушку в город на операцию, принимает живейшее участие в судьбе Симы, уговари вает легковесного Паню Околесина не по рывать с землей, поскольку здесь его, Пани, истинное призвание. Но над всеми делами и заботами повис неразрешенный вопрос: нет у Пескова здоровья, кто насле дует его дело? Сын Владимир? Да, у него есть хватка селекционера, десять лет изу чал он отцовский опыт. Но поманила город ская жизнь, стал Владимир таксистом, день ги зашибает, «что твой профессор». Корыстолюбивая жена, ажиотаж по поводу покупки ковра, потом автомашины... Совсем засосала парня жажда приобретательства. Ничего вроде бы не делает отец для пробуждения в сыне чувства долга перед землей, перед делом всей своей жизни — яблоневым садом, который сулит не только яблоки колхозной детворе, но и облагора живающую душу красоту. Как хорошо знает артист своего героя, прирожденного чалдо на, его мудрую неторопкость в решениях, основательность, как знает цену молчали вого противодействия! Подготовленный женой («Разве ты не мужчина?!»), Владимир приступает к реши тельному объяснению с Отцом. Надо пере езжать в город, дом продать и рассчитаться с долгами. А сад? Сад и без них проживет. Ничего не отвечает Песков — Двоеглазов. Сидит на табурете старый человек, тяжело уронил на стол натруженные руки. Но от каждого слова Владимира вздрагивает и горбится спина, будто непомерную тяжесть взваливают на плечи Фролу Семеновичу. Наступает долгая пауза. В растерянности за молчал сын, молчит и отец. Из молчания рождается страшное:' Владимир хватается за топор. В бессильной ярости рубит он яблони. Алым пламенем вспыхивают и гас нут висящие над сценой щиты, где условно изображены гибнущие сейчас деревья. Грохотом отдается усиленный динамиками стук топора. Вскочил с места старик, зажал уши, но опять ни слова не проронил. И его молчание оказывается сильнее всяких слов. Последнее сопротивление сломлено — Вла димир с той же яростью обрушивает топор на злополучный «Москвич» (совсем как один из героев В. Розова, изрубивший шаш кой символ мещанства — полированную мебель). Сцена с Владимиром стала дра матической кульминацией спектакля. Имен но здесь завершилась главная, подспудно проходящая линия — отцы и их воспреем- ники, основоположники и продолжатели их дела. Хороший человек чаще всего бывает веселым человеком. Не потому ли так ча сто и охотно шутит Фрол Песков? Без шутки, без забавной выходки он и минуты не проживет. И это не мешает ему быть по-настоящему значительной личностью. Когда просматриваешь один лишь текст роли Пескова, состоящий из малозначи тельных реплик, шутливых словечек, и сравниваешь потом с общим впечатлени ем, то поражаешься — сколько же принес актер от себя, как расширил и углубил роль, создав образ не просто заботливого и веселого старика, но садовода-опытни- ка, ученика М. А. Лисавенко, посвятившего всю жизнь, все помыслы приумножению богатств страны. Углубленная разработка центральной ли нии действия, создание самобытного об раза Фрола Пескова не искупает недо статков спектакля в целом. Удивляет сти листический разнобой, смешение двух планов — бытового и условного. Пригла шенные для оформления «Лета красного» московские художники Т. И. Сельвинская и И. Н. Шумилов создали стилизованные под березы порталы, привесили изящные щиты с условно изображенными деревья ми, предусмотрели эмоциональное воздей ствие световой партитуры. Но рядом с та кой изысканной условностью — грубая, не казистая мебель, чурбаки, топор, более чем скромная одежда персонажей, даже на свадьбе. Столь же странное ощущение ^стилевого разнобоя оставляет и музыкаль ное решение — бытовая частушка без со провождения сменяется песенкой под ба ян, а затем симфонической музыкой, ус ловно вводимой в патетических местах. Впечатление такое, что театр задался целью в пределах одного спектакля уго дить одновременно всем вкусам зрителей, почитателям всех театральных направле ний. Есть мудрое изречение — Человек, обучающийся игре на всех инструментах, не владеет ни одним». Так и театр. Он при знает лишь однолюбов. И Алтайский те атр вовсе не одинок на этом пути — каж дый театр, отказавшийся от проведения своего направления в искусстве во имя включения в палитру лучших достижений всех существующих театральных школ, на деле отказывается от индивидуальной творческой манеры, не приобретая при этом ничего: «Человек, обучающийся игре на всех инструментах...» Нет ничего более упрощенного в искус стве, чем понимание реализма как требо вания одного лишь «жизнеподобия». Ши
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2