Сибирские огни, 1977, №8
Мне кажется, что причина успеха спек такля барнаульцев (а он имел самый боль шой успех из всего гастрольного реперту ара) в том, что перед нами достаточно са мостоятельная вариация на известную тему. Так бывает и в музыке, бывает’ и в кино, когда приходишь смотреть детектив, сделанный по всем известным канонам, но с любопытством отмечаешь какие-то осо бенности, отличия. В спектакле интересны три женские ра боты, все они сделаны молодыми актриса ми, воспитанницами театральных училищ разных городов. Факт примечательный. Но об этом — позднее. Сима в исполнении Т. Пленниковой, лу кавая и кокетливая частушечница, наделена чуткой душой. Есть в ней нечто затаенное, заставляющее с неослабным вниманием следить за каждым ее шагом, за каждым поворотом головы. Долго помнишь два немых прохода: когда строгая, решитель ная, с гордо поднятой головой отправляет ся Сима—Пленникова для объяснения с женой любимого. И когда победительни цей возвращается обратно. Можно пред положить, что Сима будет торжествовать. Ничего подобного! Она зарыдать готова, она и взглянуть даже не смеет на того, кого завоевала с таким трудом, ради ко торого готова отдать все на свете. Неожи данный, в тексте не обозначенный, но так много говорящий о человеке поворот ха рактера. Неотрывно следит зал и за Анной Васю тиной в исполнении Л. Лучкиной. Эта сле пая девушка появляется в трагическую для себя минуту: только что умерла ее мать. Сложнейшая сценическая задача — сразу, безо всякой подготовки взлететь на вершину человеческого страдания! И вот как делает это Анна—Лучкина. Она идет из глубины сцены прямо на нас. Странная на пряженность фигуры, неровный, спотыка ющийся шаг, слезы в неподвижных гла зах. Невольно сжимаешься в предчувствии беды, всем сердцем проникаешься горем девушки. И еще несколько раз появится Анна на сцене. Всего несколько раз, но драматург как будто задался целью испы тать исполнительницу в чрезвычайных об стоятельствах — каждый новый выход Анны связан с поворотным в ее судьбе событи ем. При своем следующем появлении де вушка выслушивает объяснение в любви колхозного тракториста и поэта Петра Ру- башкина, но предложение отвергает, пото му что воспринимает его как унижающую ее жалость. В следующей сцене Анна, только что перенесшая удачную операцию, заново открывает для себя зримый мир. А потом— свадьба. Вся роль подобна пунктиру, где на долю актрисы выпала за дача заполнить промежутки достоверно стью жизни. Л. Лучкиной это удается. Т. Баштанова играет «отрицательную» роль. Поначалу кажется, что перед нами предстанет один из бесчисленных вариан тов этакой ласковой кошечки, укрывающей под мягкой повадкой хищническое нутро. Но характер получается своеобразный. Т. Баштанова совсем обычна, узнаваема, даже мила — эта юная женщина в джинсо вом костюмчике, наивная горожанка, для которой прожить лето в деревне «так ро мантично». Ласковая женушка, заботливая невестка на семейной вечеринке, она, неж но прижавшись щекой к плечу мужа, с удовольствием подтягивает хоровой песне. Свои подленькие поступки Люба — Башта нова совершает вполне искренне, пакостит, даже не сознавая, что это подло. Вот что страшно! И когда рухнула семья, построен ная на «деловом расчете», первое, что срывается с уст мещаночки: «Значит, те перь он потребует раздела имущества!» Жалкой, зареванной, с расплывшейся крас кой под глазами покидает Люба сцену,_ и зрители сопровождают ее уход ехидными репликами. А это значит — поверили, акт риса слилась с ролью. Три молодые актрисы, не успевшие стать единомышленниками в театре, где провели еще слишком мало для этого времени, не имеющие достаточного ма стерства, воспитанные разными театраль ными школами, выступают в одном спек такле, и мы не ощущаем творческого разнобоя, не замечаем резкого различия в умении держаться на сцене, работать над ролью. Это нечто новое, что принесло нам время, и в этом нужно разобраться. Сейчас редко кто вспоминает времена, когда постоянной мишенью для сатириче ских стрел пародистов-куплетистов были великовозрастные Джульетты и престаре лые Чацкие, немногие помнят, какой шум наделал Н. П. Охлопков, когда ввел на роль Гамлета вначале молодого артиста М. Козакова, а потом недавнего выпускни ка Э. Марцевича. Те времена уже забыты, и роли молодых теперь играют молодые. За обаяние юности мы готовы простить и недостаток опыта, и недостаток мастерст ва. Да и откуда ему появиться, если, к при меру, уже в первый год после окончания Щукинского училища «Красный факел» по ручает В. Василенко роль Катерины в «Гро зе»? Давно забыто и такое вот требование Вс. Мейерхольда: «Школа должна быть поставлена так, чтобы из нее родился театр, а следова тельно, ученикам выход из этой школы один — или в новый театр, лишь ими со здаваемый, или никуда. А школа при теат ре, если она не служит лишь одной цели — заполнять редеющий кадр своего театра, такая школа при перепроизводстве попол няет и другие театры, вредя лишь этим последним: такие актеры везде чужие, как бы хороши они ни были с точки зрения своей школы» (Вс. Мейерхольд. О театре «Театр-Студия», СПб, 1912, стр. 12). Когда в 1938 году два воспитанника Мей- ✓ерхольда, И. Ильинский и М. Жаров, всту пили в труппу •Малого театра, это было целым событием. Сегодня же никого не удивляет, что И. Смоктуновский за сравни тельно короткое время перешел из Ленин градского Большого драматического теат ра имени А. М. Горького в Малый театр, а оттуда — во МХАТ. Не удивляет, что здесь, в Художественном jeaTp e, в спек такле «Иванов» он вошел, по выражению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2