Сибирские огни, 1977, №8
тицию потратил на внесение в текст автор ских уточнений. А уточнения были такого характера: «Впишите слово «уже»... А здесь поставьте не точку, а многоточие». На од ном из занятий по мизансценированию Охлопков настойчиво повторял: «Нужно понять, что для данной пьесы, для данного автора необходим один принцип мизансцен, для другого — иной. Как строить мизан сцену в «Иркутской истории» и как в «Ме дее»? Для меня это было всегда важней шим вопросом». Таким образом, говоря о стиле спектакля, можно утверждать, что положение Вл. И. Немировича-Данченко «стиль — это автор» остается аксиомой на протяжении всего развития театра для режиссеров всех на правлений. Тем более важно подчеркнуть эту мысль сегодня, когда вновь так много споров идет о границах возможного «сво еволия» в режиссерской грактовке пьесы. Ратуя за своеобразие, неповторимость каж дого спектакля, можно все новыми примерами подтверждать, что условием са мобытности в искусстве театра является соблюдение принципа коллективности твор чества: ни один из создателей спектакля не должен подменяться другим, у каждого есть свои функции, своя роль. Театр ищет свое лицо Случилось так, что почти одновременно в театрах Новосибирска сменилось руко водство и значительно изменился актер ский состав. Новые главные режиссеры пришли и в Оперный театр, и в «Красный факел», и в ТЮЗ, и в Областной театр дра мы, и в кукольный. Наступила трудная пора смены поколений. Вновь закипели споры о традициях и новаторстве, о выработке но вого курса, о поисках своего лица. Полны раздумий руководители, придирчив глаз критиков, требователен без снисхождения зритель. С особым интересом встречают новосибирцы гастролеров и с неизменным немым вопросом — а нам не подошел бы такой вот театр? Из всех гастролеров последнего времени стоит выделить два театра— рижский и барнаульский. Уж очень они различны по принципам подхода и к репертуару, и к его воплощению. Интересно и то, что наш бли жайший сосед находится примерно на том же этапе творческого формирования, что и «Красный факел», что условия деятель ности обоих театров почти одинаковые. Гастроли Рижского театра русской дра мы, несмотря на неблагоприятные обстоя тельства (одновременно в городе выступа ла балетная труппа Большого театра Союза ССР, имевшая сенсационный успех), стали событием для новосибирцев. Зрители, при ходя на спектакль незнакомого коллектива, становились его поклонниками, полностью разделяли избранное театром направление. В чем же своеобразие Рижской драмы? Перед нами предстал коллектив со своей жестко проводимой в жизнь программой, со своей темой и стилем. Уже четырнадца тый год руководит театром народный ар тист Латвийской ССР А. Ф . Кац, по многу лет работают здесь актеры, составляющие костяк труппы, двадцать из них удостоены почетных званий. Известны спорь' о том, каким должно быть лицо театра, постоян но базирующегося в городе. Одни утверж дают, что такой театр обязан давать про стор для самых различных, порою взаимо исключающих направлений— от этого многообразия-де выигрывают и зритель, и актер. В иных городах так и получается, что в пределах одного творческого организма сосуществуют театры бытовой и поэтиче ский, подчёркнутой условности и жизнен ной правды. Считается, что режиссура и актеры должны в равной мере владеть всеми театральными стилями, быть готовы ми воспринять любое направление. Репер туар в таких театрах подбирается по прин ципу процентного соотношения количест ва пьес классических и современных, советских и западных, трагедий и комедий и т. д. Рижане в этом споре высказались за единство. И стиля, и темы. Высказались ре шительно, последовательно. Эта вера, увле ченность поиска, принципиальность в от стаивании избранного пути как раз и представляются наиболее существенным в их творческом почерке. Всю свою энергию, страсть направляет театр на изобличение вируса мещанства с его душевной дряблостью, стяжательством, эгоизмом. Театр поставил своей целью по возможности глубоко разобраться во вза имосвязях таких важнейших сторон духов ного бытия человека, как нравственная и деловая, личность и общество. В сражении с «философией» потребительства театр не знает снисхождения. Сатирическими стре лами разит завистливое честолюбие «здра вомыслящих» («Беседы с Сократом» Э. Рад- зинского), тупую ограниченность «трудяги» Себейкина и интеллигентствующего духов ного тунеядца Полуорлова («Старый новый год» М. Рощина), трусость и никчемность «философии» «Энергичных людей» В. Шук шина, чудовищное равнодушие ко всему на свете семейства Бодогов («Телевизион ные помехи» К. Сакони), растлевающее влияние «идеи» пбтребительства на душу ребенка в спектакле по пьесе А. Макаенка «Затюканный апостол». Возьмем, к примеру, спектакль «Телеви зионные помехи». Пьеса венгерского дра матурга К. Сакони впервые прозвучала на советской сцене в постановке Рижского театра. И сразу стало ясно, что это — зна чительное произведение современной са тиры, хотя, на первый взгляд, кажется, что речь идет о простеньком бытовом анекдо те. Собрались люди на семейный вечер и даже поговорить толком не успели — смот рели по телевизору детектив. Была, впро чем, какая-то помеха, но никто ее всерьез не воспринял. А «помеха» эта — не что иное, как новое явление Христа с его чуде сами, превращением воды в вино, исцеле нием паралитика и пр. На основе этого сюжета А. Кац со своим постановочным коллективом развернул на стоящее сражение с оголтелым мещанст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2