Сибирские огни, 1977, №8

тицию потратил на внесение в текст автор­ ских уточнений. А уточнения были такого характера: «Впишите слово «уже»... А здесь поставьте не точку, а многоточие». На од­ ном из занятий по мизансценированию Охлопков настойчиво повторял: «Нужно понять, что для данной пьесы, для данного автора необходим один принцип мизансцен, для другого — иной. Как строить мизан­ сцену в «Иркутской истории» и как в «Ме­ дее»? Для меня это было всегда важней­ шим вопросом». Таким образом, говоря о стиле спектакля, можно утверждать, что положение Вл. И. Немировича-Данченко «стиль — это автор» остается аксиомой на протяжении всего развития театра для режиссеров всех на­ правлений. Тем более важно подчеркнуть эту мысль сегодня, когда вновь так много споров идет о границах возможного «сво­ еволия» в режиссерской грактовке пьесы. Ратуя за своеобразие, неповторимость каж­ дого спектакля, можно все новыми примерами подтверждать, что условием са­ мобытности в искусстве театра является соблюдение принципа коллективности твор­ чества: ни один из создателей спектакля не должен подменяться другим, у каждого есть свои функции, своя роль. Театр ищет свое лицо Случилось так, что почти одновременно в театрах Новосибирска сменилось руко­ водство и значительно изменился актер­ ский состав. Новые главные режиссеры пришли и в Оперный театр, и в «Красный факел», и в ТЮЗ, и в Областной театр дра­ мы, и в кукольный. Наступила трудная пора смены поколений. Вновь закипели споры о традициях и новаторстве, о выработке но­ вого курса, о поисках своего лица. Полны раздумий руководители, придирчив глаз критиков, требователен без снисхождения зритель. С особым интересом встречают новосибирцы гастролеров и с неизменным немым вопросом — а нам не подошел бы такой вот театр? Из всех гастролеров последнего времени стоит выделить два театра— рижский и барнаульский. Уж очень они различны по принципам подхода и к репертуару, и к его воплощению. Интересно и то, что наш бли­ жайший сосед находится примерно на том же этапе творческого формирования, что и «Красный факел», что условия деятель­ ности обоих театров почти одинаковые. Гастроли Рижского театра русской дра­ мы, несмотря на неблагоприятные обстоя­ тельства (одновременно в городе выступа­ ла балетная труппа Большого театра Союза ССР, имевшая сенсационный успех), стали событием для новосибирцев. Зрители, при­ ходя на спектакль незнакомого коллектива, становились его поклонниками, полностью разделяли избранное театром направление. В чем же своеобразие Рижской драмы? Перед нами предстал коллектив со своей жестко проводимой в жизнь программой, со своей темой и стилем. Уже четырнадца­ тый год руководит театром народный ар­ тист Латвийской ССР А. Ф . Кац, по многу лет работают здесь актеры, составляющие костяк труппы, двадцать из них удостоены почетных званий. Известны спорь' о том, каким должно быть лицо театра, постоян­ но базирующегося в городе. Одни утверж­ дают, что такой театр обязан давать про­ стор для самых различных, порою взаимо­ исключающих направлений— от этого многообразия-де выигрывают и зритель, и актер. В иных городах так и получается, что в пределах одного творческого организма сосуществуют театры бытовой и поэтиче­ ский, подчёркнутой условности и жизнен­ ной правды. Считается, что режиссура и актеры должны в равной мере владеть всеми театральными стилями, быть готовы­ ми воспринять любое направление. Репер­ туар в таких театрах подбирается по прин­ ципу процентного соотношения количест­ ва пьес классических и современных, советских и западных, трагедий и комедий и т. д. Рижане в этом споре высказались за единство. И стиля, и темы. Высказались ре­ шительно, последовательно. Эта вера, увле­ ченность поиска, принципиальность в от­ стаивании избранного пути как раз и представляются наиболее существенным в их творческом почерке. Всю свою энергию, страсть направляет театр на изобличение вируса мещанства с его душевной дряблостью, стяжательством, эгоизмом. Театр поставил своей целью по возможности глубоко разобраться во вза­ имосвязях таких важнейших сторон духов­ ного бытия человека, как нравственная и деловая, личность и общество. В сражении с «философией» потребительства театр не знает снисхождения. Сатирическими стре­ лами разит завистливое честолюбие «здра­ вомыслящих» («Беседы с Сократом» Э. Рад- зинского), тупую ограниченность «трудяги» Себейкина и интеллигентствующего духов­ ного тунеядца Полуорлова («Старый новый год» М. Рощина), трусость и никчемность «философии» «Энергичных людей» В. Шук­ шина, чудовищное равнодушие ко всему на свете семейства Бодогов («Телевизион­ ные помехи» К. Сакони), растлевающее влияние «идеи» пбтребительства на душу ребенка в спектакле по пьесе А. Макаенка «Затюканный апостол». Возьмем, к примеру, спектакль «Телеви­ зионные помехи». Пьеса венгерского дра­ матурга К. Сакони впервые прозвучала на советской сцене в постановке Рижского театра. И сразу стало ясно, что это — зна­ чительное произведение современной са­ тиры, хотя, на первый взгляд, кажется, что речь идет о простеньком бытовом анекдо­ те. Собрались люди на семейный вечер и даже поговорить толком не успели — смот­ рели по телевизору детектив. Была, впро­ чем, какая-то помеха, но никто ее всерьез не воспринял. А «помеха» эта — не что иное, как новое явление Христа с его чуде­ сами, превращением воды в вино, исцеле­ нием паралитика и пр. На основе этого сюжета А. Кац со своим постановочным коллективом развернул на­ стоящее сражение с оголтелым мещанст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2