Сибирские огни, 1977, №8
...В программе значится так: Толстячок. Эпизодический персонаж. Но у А. Борисова за скупым содержанием роли — судьба че ловека. Случайный сотрапезник Балясникова и Блохина, Толстячож прямо из кафе со своей сеткой-авоськой забрел в дом масте ра. Он подвыпил, но не потому, что пьяни ца, а потому что у него сегодня торжест венный ден ь— день рождения ребенка. Родила его бывшая жена, с которой он рас стался много лет назад. Но разве разлука может стать преградой для лучших чувств человека? Толстячок хранит сердечную при вязанность всю свою жизнь. Вот и прика тил он в Москву специально, чтобы поздра вить бывшую, теперь уже чужую, жену с рождением ребенка. Все, чем богат случайный гость Балясни кова, вылилось в его романсе, которым решил отплатить Толстячок за гостеприим ство. «Милая, ты услышь меня...» — разда ется чистый, сильный, проникновенного тембра голос, и зал замирает от неожидан ности. А голос звенит, льется, жалуется и ликует. Отзвенел последний аккорд. Словно зачарованный молчит зал. А потом — взрыв аплодисментов. Уж не поймешь — артисту или его герою. Вновь перед нами забавный арбузовский чудачок предстал в сердечном и таком искреннем устремлении к счастью. И вновь «зерно» характера раскрыто через боль, через «незримые, невидимые миру слезы». Таков «арбузовский стиль» в пони мании его мастерами театра имени Пушкина. Для новосибирцев встреча с такой трак товкой арбузовской драматургии тем более интересна, что в театрах города уже давно идут пьесы А. Арбузова из того же цикла— о гармонии человеческих отношений, о преобразующей силе искусства, которое дарит людям вечную молодость и высокий настрой души. Давайте же попытаемся взглянуть на спектакли новосибирцев глаза ми зрителя, воспринявшего творческий опыт мастеров пушкинского театра. Вот спектакль Областного театра драмы «В этом милом старом доме». Авторское определение жанра необычно — «водевиль- мелодрама». Так и вижу лукавый взгляд Алексея Николаевича, как бы приглашаю щего; «А ну-ка, товарищи режиссеры и ар тисты, покажите что-нибудь новенькое в этом новом жанре, страшно любопытно увидеть!» Но вряд ли постановщик И. Хасин и художник И. Рылов задумались над тем, чтобы раскрыть особенность предложенно го автором жанра. Во всяком случае, ин термедийный занавес, на котором рядом с названием новой значились названия почти всех прежних пьес драматурга, говорил о странном желании в пределах одного спек такля сыграть «всего Арбузова». Отсюда пришло стремление сыграть арбузовские характеры «вообще», посмешить забавным сочетанием наивного и трогательного. Са мым уязвимым стало исполнение централь ной роли Гусятникова-старшего (артист П. Осокин). Глава семейства одержим му зыкой и внезапно вспыхнувшей любовью к тридцатилетней старой деве, зубному вра чу, «очкарику» и отчаянной неумехе Нине Леонидовне. Лирический восторг, охватив ший Гусятникова, наталкивается на сухой рационализм взрослых ег.о детей, считаю щих брак почтенного папаши нелепым и неуместным. В конфликт включается и быв шая жена Гусятникова, вдруг после многих лет отсутствия пожелавшая вернуться в семью. Забавные положения, водевильные г*адоразумения отнюдь не исключали того серьезного, что есть в этой, как и в люббй другой, пьесе Арбузова. Но П. Осокин от начала до конца был только смешон и не леп. Его расхождение во взглядах с пред ставителями младшего поколения ни на миг не вызывало у него ни колебаний, ни боли, ни раздумий. Ходил по сцене громкоголо сый, уверенный в себе человек и энергично отстаивал свои права. Характер приобрел несвойственную для арбузовских героев одноплановость. , Богаче был раскрыт духовный мир быв шей жены Гусятникова — Юлии. В. Николае ва в момент поражения ее героини умела быть трогательной, в какую-то минуту ей даже сочувствовал зрительный зал. Но на стоящий успех выпал на долю Г. Ильиной в роли Нины Леонидовны. Именно об этом образе заговорили зрители и пресса как о художественном открытии. В детской ша почке и немодных гольфах, ужасно нелов кая, но и обаятельная в этой своей неуклю жести, с забавным речевым дефектом, по являлась она перед своим избранником и произносила нечто вполне несуразное;«По следнее время я все время видела вас во сне. В связи с этим *я даже стала спать больше обычного». Зрители поначалу смея лись, а потом чувствовали себя как-то не ловко— уж чего-чего, а насмешки Нина Леонидовна не заслуживала. Какая она? Пожалуй, робкая. Но и упорная. Уступчивая, но и настойчивая. Она, казалось, вся сотка на из противоречивых начал и в то же вре мя удивительно цельная, до конца отстаи вающая свои убеждения и словами, и де лами. Мы ловим себя на мысли, что по добных людей встречали в жизни — в ме лочах, в быту они бывают и нелепыми, и неуверенными, но в главном, решающем, проявляют неожиданную стойкость, надеж ность. Вот такая она, Нина Леонидовна, у Г. Ильиной. При всей комедийной легкости исполнения актриса сумела передать глу бину характера, и в этом была настоящая победа в создании подлинно арбузовского образа. Противоречивое впечатление оставляет другой арбузовский спектакль новосибир цев — «Старомодная комедия» в «Красном факеле». Спектакль выпущен в двух соста вах, и различие в исполнении, в трактовке настолько разительное, что свою газетную рецензию я так и озаглавил: «Два состава, два спектакля». Оба варианта начинались вроде бы оди наково: стерильно-белое одеяние сценьК погружается во мрак, наплывает негромкий успокоительный шум моря, звучит грустная мелодия. В такт музыке покачивается ветка каштана. На садовой скамейке происходит первая встреча героев—главный врач сана тория принимает странную пациентку, выго варивает ей за эксцентричные выходки. В за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2