Сибирские огни, 1977, №8
' -------------------------- Спектакли этого театра не блещут режис серскими находками, не удивят неожидан ностью решения пьесы, режиссер «умер в актере». Но когда на сцене Мастер, то об раз, им создаваемый, всегда больше роли, шире режиссерского задания. Перед нами роль плюс личность актера. С трибуны XXV съезда партии Л. И. Бреж нев говорил: «Ничто так не возвышает, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся повсе дневной нормой поведения. Выработать та кую позицию — задача нравственного вос питания». Сознательное отношение к долгу, актив ная жизненная позиция, единство слова и дела формируют характеры новых людей. Принципиальность, честность, глубина чувств — все это черты нравственного обли ка советского человека. Лучшие произве дения сцены сегодня исследуют и утверж дают новые качества,, которые вобрали в себя то ценное, что было выработано в людях всем предыдущим развитием чело вечества. И одновременно они выражают внутреннюю суть того небывалого в исто рии нравственного феномена, имя которо- ) му — советский человек. В актерских рабо тах, о которых сейчас пойдет речь, присут ствует поиск нравственного идеала современности. Тема человеческого благо родства, величия и необходимости доброты осмысливается в них с позиций долга перед обществом. В спектакле по пьесе А. П. Штейна «Ночью без звезд» рассказывается о моря ках, о штормах в океане жизни и на вполне реальном океане. Центральную роль чело века, чей духовный мир с особой полнотой раскрывается в его отношении к любимой женщине, играет Игорь Горбачев. В новогоднюю ночь они оказались в од ном городе, под крышей одной гостиницы— Виль и его бывшая жена Лена. До двенад цати оставалось полчаса, когда он вошел в карнавальной маске к ней в номер. Весе лый, изящный, вошел он легкой танцующей походкой и таинственно поманил пальцем. Этакий неунывающий любимец женщин, шутник и весельчак. Внизу в ресторане его ожидает компания, которая время от време ни довольно бесцеремонно дает знать о се бе, требует, чтобы Виль спустился к ним. Он вроде бы и двинется к двери, да нет — в шутку! — остается с Леной и продолжает непринужденно болтать. А то вдруг выкинет коленце, пройдется в танце, да так ловко :и забавно, что зрители не удерживаются от аплодисментов. Но вот Лена невзначай дотронулась до его плеча, и словно электрический ток про бежал по его телу. В другой раз пообеща ла расцеловать его... И вновь будто замер Виль, онемел на полуслове. А потом, фиг лярничая, прошелся шутовской походоч кой: «Елена Петровна, вы чужая жена, что с вами стряслось?» Шаг за шагом, минута за минутой рас крываются перед нами тайны их отношений. Когда-то в жизнь молодой супружеской пары вторгся сильный, мужественный и грубоватый человек. Он властно позвал Ле ну за собой, и она сдалась, уехала на Дальний Север, туда, где служил ее кумир, офицер флота. Виль, милый, обаятельный и трогательно-беспомощный, ничего не смог противопоставить случившемуся. Но вют теперь, когда прошло уже семь лет, наступил в новой семье разлад. Лена с горя, с досады совсем была готова вер нуться к Вилю. А он? Он не верит ей, по- прежнему мило болтает о несущественном, поминутно собирается уйти, да все не ухо дит. Вдруг... Как долго готовил актер эту минуту, через какие тончайшие оттенки за таенной боли, робкой надежды, пробуж дающейся веры подвел нас к кульминаци онной сцене роли! Вдруг с Виля спадает вся его напускная веселость, мы почти фи зически ощущаем его состояние, когда «кровь в виски, клокочет в вене». Опустив низко голову, непрерывно поглаживая ру кой лоб, монотонно, внезапно охрипшим голосом выдавливает он признание. Да разве был день, минута, когда бы Виль не думал о ней, не мечтал о ней, разве не ей посвятил все свои дела, изобретения, разве не ради нее и диссертацию-то написал... Рыцарское служение даме — не старо модно ли? Не вызовет ли это иронии у се годняшней молодежи? Но волна сочувствия несется в ответ. Зрители благодарны арти сту, пробудившему высокие, благородные чувства. Виль, бесспорно, фигура талантли вая, его изыскания, по-видимому, имеют немалое народнохозяйственное значение, велико его человеческое обаяние, недаром так много имеет он и приятелей и поклон ниц. Сослуживцы в нем души не чают. Каж дую из черт характера, намеченных в роли, артист мог сделать ведущей. Но он избрал одну — талант человечности, восславил глу бину чувства, пронесенного через всю жизнь. В финале пьесы Виль снова один. К нему, одиноко сидящему за столиком, приближается девушка. По-видимому, она полюбила Виля, и драматург дает право надеяться, что любовь может стать взаим ной. Но решительно отвергает эту утеши тельную версию исполнитель, его герой на всегда останется верен своей единственной привязанности. Возможно, он будет стра дать, возможно, будет одинок в жизни, но иначе он не может. Подвигу есть место всюду, в том числе и в сфере нравственной. Сила и неповторимость образа, созданного И. Горбачевым, в талантливом раскрытии идеи верности чувству, в утверждении ве личия доброты. Мастера Пушкинского театра в пьесе А. Арбузова... Раздумывая над образами, созданными Ю. Толубеевым, А. Борисовым, Б. Фрейндлихом в «Сказках староУо Арба- • та», приходишь к выводу, что, пожалуй, ни кто еще, кроме них, не подходил так близко к разрешению нелегкого вопроса — к а к 1 играть знаменитых арбузовских «чудаков»? В наши дни А. Арбузов стал одним из самых репертуарных драматургов: вряд ли встретишь в стране театр, где не шли бы его пьесы — мелодрамы, комедии-водеви ли, просто комедии и просто «истории». Пишет Арбузов быстро и легко, а вот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2