Сибирские огни, 1977, №8
вая первооснова — необоримая русская душа. Она в широких или задорных, раз думчивых или озорных песнях, в переливах гармоники, в печальных вздохах шарманки, в безбрежном разливе домр. Недаром к музыкальному оформлению спектакля был привлечен такой знаток народной песни, как Н. Будашкйн. Душа народная и в пре красных пейзажах художника Б. Волкова — им благодарно аплодировал при раскрытии занавеса зал. Давно новосибирские зрители не видели живописных декораций, тем бо лее таких, где столько русского раздолья, света, где картины родной природы окра шены лирической грустью, исполнены ще мящей болью неизбывной любви. Русская душа неизменно присутствовала и в труде человеческом, который прорывался в лю бую сцену то в виде крестьянской рабочей утвари, то в виде огромной, во всю ширину портала скирды обмолоченной соломы, то долгой молчаливой сценой работы за прял ками. Наконец, идейным центром, воплотив шим в себе мудрость и душу народную, предстает в спектакле Аким. Образ, созданный И. Ильинским, прошел самое трудное испытание — временем. За двадцать лет он не только не потускнел, но приобрел новое качество — мудрой нето ропкой величавости. Аким — Ильинский, ка ким его увидели новосибирцы, несомненно, один из самых значительных этапов в раз витии всего советского театра. Слияние актера с образом настолько ве лико, что невозможно отделить—где актер, а где роль. Вот сидит Аким, свесив ноги, I на печи. В избе происходит безобразная пьяная сцена. Куражится Никита, издевается над поверженной соперницей придуркова тая Акулина. Идет шумная перебранка, но взгляды зрителей постоянно обращаются к безмолвному, неподвижному Акиму. Его глазами видится нам все происходящее, его оценки мы ожидаем. А уж когда заговорит Аким да начнет свои косноязычные «тае», «значит», «э, эх-хе-хе!» — у нас полное ощущение взволнованной убедительной ре чи. Отчего такое? Тут не слова важны — зритель отчетливо ощущает либо гневный протест, либо горькое сетование, либо не одобрительное отношение к событиям. За каждым звуком ощутимо точное, ясное действование актера. Каждую секунду свое го сценического пребывания И. Ильинский наполняет богатой внутренней жизнью. На наших глазах простой крестьянин вырастает в обобщающий образ поборника правды и добра. Громом аплодисментов провожали зрители его уход в третьем акте: «Пусти, не останусь. Лучше под забором переночую, чем в пакости твоей. Тьфу, прости господи!» Но проходит минута, и вновь возвративший ся Аким говорит уже не гневно, но мягко, сильно, убеждающе: «Опамятуйся, Никита, душа надобна». Теперь Аким уходит не сра зу, долго глядит на сына с сочувствием, да, именно с сочувствием к его душевной сле поте. Ильинский истинно велик в эту мину ту. Верой в победу света над тьмой, спра ведливости над неправдой жизни дышит весь его облик. По сравнению с «Царем Федором Иоан новичем» «Власть тьмы» спектакль менее зрелищный, решен в более сдержанной внешней форме. Но единство режиссерской • философской концепции несомненно: ело -; во «благость» становится синонимом слов «доброта», «правда», «истина», а призыв «душа надобна» объединяет оба спектакля единым гуманистическим пафосом. Обра тившись к прошлому России, запечатленно му в прекрасных созданиях мастеров слова, режиссер увидел внутри этих произведений, в глубинной их сути возможность нового прочтения. Не совершая насилия ни над драмой Л. Н. Толстого, ни над трагедией А. К. Толстого, постановщик наполнил свои спектакли светом, стремлением к справед ливости, показал возвеличивающее душу благородство помыслов русского народа. Так, явление, рассмотренное в его истори ческой перспективе, показывает нам в да леком прошлом истоки лучших черт рус ского характера. В споре о традициях и новаторстве ново сибирский зритель получил еще один весо мый аргумент в пользу бережного, истори чески достоверного,’ но отнюдь не музей ного отношения к классическому насле дию. Мимо опытов Б. Равенских отныне не может пройти ни один театр Новосибир ска, ни один гастролирующий коллектив, потому что «Царь Федор Иоаннович» и «Власть тьмы» в постановке Малого театра отныне стали частицей общего опыта но восибирского Зрителя, частью его новых ожиданий. Величие доброты Искать неповторимое, открывать долго жданное, смутно угадываемое, радовать не ожиданностью открытий в сегодняшнем, очень «режиссерском», театре невозможно без ярких актерских работ. В случае со спектаклями Б. Равенских мы стали свиде телями того счастливого сочетания, когда талант режиссера был помножен на яркую творческую личность исполнителя. Но бы вает иначе. Бывает, что во имя «самовыра жения» режиссер сознательно пренебрегает творческими индивидуальностями других создателей спектакля. Бывает, что такие спектакли нравятся, имеют успех: «Ах, ка кой яркий постановочный замысел! Ах, ка кое единство формы, строгая соподчинен- ность всех компонентов спектакля!» Но это призрачный, временны») успех. Вслед за восторгами начинается охлаждение, потому что в коллективном искусстве театра нельзя обойтись без творчества всего коллектива. | Режиссерские самоповторы, формальное! выполнение актерских задач, штамп, холод ная рассудочность взамен «истины страстей' и правдоподобия чувствований» — вот не избежная расплата за подобное «самовла-; стие». Не случайно сегодняшний зритель) все более решительно высказывается за актера-мастера. Не в этом ли причина успе ха гастролей Ленинградского академическо го театра драмы имени А . С. Пушкина?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2