Сибирские огни, 1977, №8
одеяние, в светлой мантии, небрежно на брошенной на плечи, он не только внешне, но и внутренне совсем не похож на тради ционного безвольного монарха. Он весел, оживлен и в то же время, рассказывая о пустяках, цепко вглядывается в лица, всей душой стремится найти в приближенных Человека. Правдой высоких чувств, неоспо римым превосходством над окружающими царь Федор И. Смоктуновского напоминает другого его героя — принца Гамлета. Сопо ставление приходит неожиданно, но зако номерно: перед нами раскрывается траги ческая судьба человека, опередившего свой век, обреченного на поражение, потому что вокруг— океан лжи, лицемерия, зло действа. Вовсе не надломленным, не бессильным в бесплодной доброте своей предстает в спектакле царь Федор. Он весь в порыве к действию, в устремлении вершить дела «по совести». Знаменитое «Я царь или не царь?!» у Смоктуновского звучит не воплем беспомощности, но спокойно, сильно, вла стно. Федор настойчиво добивается пови новения. А повиноваться криком не заста вишь. Нужны воля, выдержка. Ее хватает царю, но ненадолго. Уже последующая сцена — слабость, непреодолимая уста лость — выдадут, насколько непосильна но ша. Только однажды царь Федор изменяет себе: когда узнал о покушении бояр на свободу царицы Ирины, когда в порыве гнева отдал приказ покарать заговорщиков. Двумя руками хватает Федор печать и опу скает со всего размаху, будто не приказ скрепляет, а разбивает головы боярские. Но это — один-единственный случай, когда он уступает нравам средневековья. Не так ли и Гамлет, гуманист, воплощение совести века, брался за шпагу и яд, прибегая к варварским способам в борьбе с вар варством. Обратившись к далекой истории, театр создал произведение, поражающее не толь ко сильным и свободным проникновением в образный строй старины, но — главное!— философской углубленностью, неожидан ной современностью звучания. В столкно вениях двух партий — сторонников реформ под предводительством Годунова и бояр ской оппозиции Шуйского — театр не ста новится на сторону ни тех, ни других. Черств душой «реформатор» Годунов (В. Коршу нов). Смел, прям, непреклонен, но непо мерно честолюбив охранитель стародавних обычаев Шуйский (Е. Самойлов). Но во вся ком деле «душа надобна». В философском конфликте холодного рассудка и горячего чувства театр отстаивает, возвеличивает гар монию человечности. Раздольно, величаво, многоголосо то фо ном, то прелюдией, то жизнеутверждаю щим финалом звучит музыка. И мечется, нет, не мечется, ковыляет на нелепо подо гнутых, больных ногах царь Федор. Его об ли к— как больная совесть народа, как во площение святой и поруганной веры в че ловеческую справедливость. Историзм режиссерского мышления, умение выразить современную мысль через категории, при сущие вполне определенной эпохе, уважи тельное, бережное отношение к классиче скому произведению — все это снискало спектаклю Б. Равенских широкую попу лярность. С философской концепцией «Царя Ф едо ра» несколько неожиданно для новосибир цев сомкнулась идея другого спектакля Б. Равенских — «Власть тьмы». Неожиданно потому, что традиционные трактовки тра гедий, казалось бы, не дают повода для сопоставлений, потому что поставлена «Власть тьмы» за 20 лет до «Федора Иоан новича». Но такова уж особенность театра, что личность крупного художника сцены неизбежно накладывает свою неповтори мую печать на произведение любого авто ра, будь то «сам Толстой». За всю историю новосибирских театров лишь одни «Зыко вы» в постановке В. П. Редлих достигли де сятилетнего «возраста». Здесь же перед нами спектакль, не утративший современ ного звучания за 20 лет! Мне не раз приходилось видеть «Власть тьмы» в разных театрах. Повсеместно ре жиссеры раскрывали в пьесе ее мораль, выраженную в толстовском подзаголовке «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Тьма давила, засасывала, власть ее оказывалась неодолимой. Пожалуй, наиболее полно эта мысль была выражена в постановке вар шавского Театра Вспулчесны. Из черноты сцены раздалось мрачное пение псалма, в мерцании лампад возник иконостас высо той в человеческий рост. Мрачной тенью наплывал из глубины поп с чадящим кади лом, мелко крестились согбенные старушки в черных платках. Потом все как-то разом исчезло, на середину сцены выползла ог ромная пузатая печь, грубый стол, сундук, лавка. На протяжении всего спектакля пе ред зрителями маячила фигурка девчонки с вечно открытым ртом. Это ее глазами, на ивной глупенькой Анютки, воспринималась страшная история. Нам поведали о трм, как роковым стечением обстоятельств славный, открытый парень Никита попадал в тенета женского заговора. Страшной, доведенной до фантасмагории, сценой убийства собст венного дитяти ставил режиссер главный акцент в спектакле. Невозможно забыть, как метался по сцене неприкаянный Ники та, как монотонно бормотал одно слово: «Пищит... Пищит...», как возникли вновь жут кие псалмы, мерцали лампады, высвечивая искаженные лики святых. Мрачная, почти мистическая история грехопадения, фаталь ная власть зла. Но вот спектакль Б. Равенских. Никогда еще не удавалось постановщикам с такой убедительностью раскрыть светлое, жизне утверждающее начало драмы. И это отнюдь не вопреки воле автора, но основываясь на глубоком анализе философской концепции Л. Н. Толстого. «Душа надобна»,— произносит Аким, ухо дя прочь из дома сына, где преступление породило самое тяжкое с точки зрения крестьянина-труженика зло — тунеядство и разврат. В спектакле сохранены, даже под черкнуты мотивы мрака, выворачивают ду шу сцены унижения человеческого досто инства. Но каждую минуту ощутима здоро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2