Сибирские огни, 1977, №8
Новосибирск — молодой город. В корот кий срок прошел он школу «высшего теат рального образования» и прямо на глазах стал одним из самых театральных городов страны, усвоил все премудрости различных стилей и направлений искусства. Художест венный руководитель Ленинградского ака демического театра драмы имени А. С. Пушкина народный артист СССР И. О. Гор бачев в своей ответной речи на закрытии гастролей выразил признательность «Крас ному факелу» и другим театрам города за то, что они воспитали чуткого, благодар ного зрителя. Игорь Олегович был прав только отчасти: и «Красный факел», и ТЮЗ, и Областной театр драмы вместе с акаде мическим театром Оперы и балета, с теат- |ром музкомедии проделали, , конечно, огромную работу, привили вкус к реали стическому искусству, подготовили значи тельную аудиторию театралов. Но только совместные усилия кино, радио, телевиде ния и театра смогли завершить начатое, создав город высокой театральной куль туры. Сегодня на пульте Единой энергетиче ской системы Советского Союза можно од ним взглядом охватить электрификацию всей страны. Могучие агрегаты электро станций с десятками названий — Краснояр ская, Братская, Костромская, Очаковская, Волжская, Нововоронежская атомная... Урал, Закавказье, Сибирь вместе с пере плетениями линий электропередач, выклю чателями, энергоблоками создают в ком плексе единый могучий источник, питаю щий организм страны светом и Теплом. Не так ли и театры нашей Родины совместно с ТВ, радиотеатром, кино объединены твор-. ческим устремлением — сообща нести лю дям свет передовых идей времени, пламя любви к человеку. В едином энергоблоке! Душа надобна Страна живет и работает. В час отдыха человек, устроившись поуютнее, включает голубой экран и обращается к нему как к доброму другу и советчику. Но стоит узнать о новом интересном спектакле, о приезде гастролера — и прочь пижама и шлепанцы. В нарядном костюме, возбуж денный от одной мысли о встрече с люби мым актером, истинный театрал спешит в театр. Новосибирцы не исключение. По пасть на спектакли Вахтанговского театра, на балетные спектакли Большого было не легкой проблемой. А сколько радости при несли встречи со Смоктуновским — царем Федором Иоанновичем, с Ильинским — Акимом и Счастливцевым, с Царевым — Матиасом Клаузеном! «Царь Федор Иоаннович»— самая луч шая трагедия А. К. Толстого. Она имеет славную сценическую историю, а роль Федора исполнялась такими выдающимися актерами, как П. Орленев, И. Москвин, В. Качалов, Н.. Хмелев, Б. Добронравов. Мы уже привыкли к мысли, что в центре спек такля — образ душевно чистого, доброго, но слабого человека, беспомощного пра вителя, что конфликт трагедии строится на несовместимости высоких человеческих качеств с положением монарха, что возглас «Я царь или не царь?!» звучит отчаянием одинокого бессильного человека. Но все оказалось не так в трактовке спектакля Б. Равенских, который увидели новосибир цы во время гастролей московского Мало го театра на сцене своего оперного. Образ спектакля рождает уже увертю р а— торжественное песнопение, в котором звучит страстная молитва о справедливо сти, о красоте, о человечности, о душе народной. Душа народа воплощена и во внешнем облике сцены — в великих творе ниях русского зодчества, в легкой стреми тельности колоколен. Убегающей перспек тивой вздымают они ввысь сверкающие купола, золоченые кресты. Но нет мира, нет гармонии, нет успокоения. Ощущение тревоги рождают гигантские тени, наискось рассекающие пространство. Разновысокими многоступенчатыми лестницами, запутан ными переходами пробираются здесь лю ди. Вот скорбная царица Ирина (Г. Кирю шина). Тяжкая судьба выпала на ее долю. Безуспешна очередная попытка пробудить в Борисе Годунове чувство сострадания к поверженным врагам. Печальная идет ца рица по бесконечным ступеням. Надолго запомнится ее порывистое коленопрекло нение, страстная молитва как раз в ту ми нуту, когда на авансцене в мрачном раз думье застывает расчетливый Годунов, этот «представитель реформы», человек, не знающий пощады к противникам своего дела. Мысль и чувство предстали перед нами в своей зримой непримиримости. Насколько далеки сейчас друг от друга брат и сестра мизансценически, настолько далеки они и духовно. Вот так крупными масштабными метафорами мыслит режис сер. | И здесь, и в дальнейшем спектакль кон трастными красками выделяет непримири мое противоречие века — сухой расчетли вый и жестокий рационализм (группировка Годунова), идущий на смену величавой, истовой, но не менее жестокой патриар хальности, которая воплощена в облике князя Ивана Петровича Шуйского и его кла н а— бояр. Нарочито неспешен, торжествен ритуал сбора подписей под челобитной, а по сути дела под ультиматумом бояр, ко торые предписывают царю Федору растор гнуть брак с «неплодной» царицей Ириной. С поклоном обносит всех чарками княжна Мстиславская. Поцелуи, клятвы, поясные поклоны. Тотчас вслед за этой наплывает сцена у Годунова, где властвует деловая, напряженная атмосфера, где нет места ни дружеским привязанностям, ни родствен ным чувствам, ни вере, ни любви. Один го лый расчет. Одно слово — «польза». Вдруг в это кипящее варево интриг, смут, политиканства, в круг доносчиков и палачей, лукавых царедворцев и послушливых холо пов врывается нечто до изумления простое, светлое, человеческое, искреннее и непо средственное. Это появился царь Федор — И. Смоктуновский. Облаченный в белое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2