Сибирские огни, 1977, №8
ства сменяет атмосфера содружества. Кино режиссер Э. Рязанов, выпустив телевизион ный спектакль «С легким паром», тотчас делает киновариант той же комедии. Ему же принадлежит экранизация собственной пьесы «Сослуживцы», которая широко и с успехом идет по театрам страны. С увлече нием осваивают язык телевидения такие сугубо театральные режиссеры, как Анато лий Эфрос (телеспектакли «Мольер», «Бо рис Годунов» и др.), Марк Захаров («12 стульев»). При этом оба они ищут глав ное, корневое, специфическое, только те левидению присущее начало. Точно так же поступают и представители каждого рода оружия духовной культуры. Газеты не стремятся соперничать с радио и телевидением в степени оперативности, восполняя этот свой «недостаток» глубиной и всесторонностью освещения фактов, со бытий. Радио все менее стремится быть «зримым», находя бесконечное многообра зие выразительных средств в мире звуков (благо, широкое применение ультракорот коволновых передатчиков существенно по высило качество звучания, дав возмож ность тончайшей нюансировки). Не пытают ся соперничать с создателем телевизионных «моноспектаклей» Ираклием Андронико вым представители многотысячной армии лекторов-общественников. Но они знают, как никто другой, свою аудиторию и, по верьте, достучатся до сердец своих слуша телей, если на деле воплотят важнейший принцип оратора — лекция конкретна! А что же театр? Начиная с 50-х годов, здесь происходят решительные перемены. После длительного господства театра прямых жизненных соот ветствий все более уверенно завоевывал позиции поэтический театр Охлопкова, но вую жизнь обрел театр подчеркнутой ус ловности, вновь эталоном праздничной те атральности засверкал восстановленный шедевр Е. Б. Вахтангова «Принцесса Туран дот». Возникли новые коллективы со своей, непохожей на другие театры, творческой программой. Вопреки всем ожиданиям, развитие средств техники, «доставляющей искусство» в каждый дом, не только не «отменило» гастрольных выездов театров, наоборот, как бы подхлестнуло их. Именно с 50-х го дов начинается стремительное развитие гастрольного дела как внутри страны, так и за ее пределами. Никогда, за всю исто рию театра, не существовало столь широ кого обмена творческими коллективами между областями и республиками, между столицей и периферией, между Советским Союзом и зарубежными странами. Судите сами: только летом 1976 года в одном Новосибирске с гастрольными спек таклями побывали Владивостокский ТЮЗ, Ленинградский академический театр имени А . С. Пушкина, Рижский театр русской дра мы, балетная труппа Большого театра Сою за ССР, Алтайский государственный театр драмы. Тем временем с ответными визита ми выступали: в Ленинграде и Риге — краснофакельцы, во Владивостоке — Театр юного зрителя, в Барнауле — академиче ский театр оперы и балета и Областной те атр драмы; в Казани, Свердловске и Том с к е— театр музыкальной комедии. Этим же летом, побывав в Томске, я уви дел гастрольную афишу Московского теат ра имени М. Н. Ермоловой, в Барнауле — Государственного русского театра из Улан- Удэ; узнал, что в столице Бурятии гастро лировала группа артистов Московского театра сатиры, в Кемерове — Московский театр имени Н. В. Гоголя. А что увидели у себя минувшим летом москвичи? Драмати ческий театр из Куйбышева, Витебский бе-| лорусский театр имени Якуба Коласа, Брянский драматический театр, театр из Вильнюса. А гастрольные наезды в Москву Миланской оперы. Парижского театра под руководством Мадлен Рено и Ж. Л. Барро, театра Эдуардо де Филиппо из Неаполя, Английского театра, Афинского Националь ного театра, драматического театра «Со фия», польского «Театра Народовы» — всех не перечтешь. Вспомним и частые поездки новосибирской балетной труппы за грани цу: в Париж, и в Токио, и в Австралию. Мы и не заметили, как в жизнь совре менного человека вошло нечто новое, пе ревернувшее привычные представления о мире и мироздании, о нашей планете, при роде, каким новым светом озарились идеи человеческого братства, международного сотрудничества, как отразилось все это, будто в зеркале, в деятельности современ ного театра. Теперь уже невозможно жить прежними категориями, нельзя строить театр, его репертуарную политику, созда вать творческое лицо на основе прежних представлений, выработанных в «докосми- чёскую эру». Когда-то говорили: «гастрольный театр», «передвижной», «колхозно-совхозный»; дс сих пор делят театры на «городские», «об ластные», «государственные» и т. п. Как все это безнадежно устарело! Все театры в наше время становятся и «передвижны ми» и «гастрольными». 200 лет существовал Большой театр и ни разу не перевалил за Уральский хребет. 150 лет московского Малого театра протекали по «ту сторону» разграничивающего столба «Европа — Азия». И вдруг, как раз в юбилейные для театров дни, разом рухнули вековые тра диции— сибиряки увидели у себя в гостях маститых именинников. Это не случайность, не прихоть, не погоня за сенсацией — им ли, прославленным, орденоносным, лауре атам многих премий, искать популярности! Это — проявление закономерности, стрем ление ответить на новые потребности вре мени. В самом деле, ведь никакие, самые совершенные средства тиражирования и доставки искусства при всей их технической оснащенности и безупречности не могут заменить живого, непосредственного об щения зрителя с актером. Чем шире будет распространяться телевидение, чем выше будет культурный уровень народа, тем стремительнее будет нарастать потреб ность видеть, постигать — как прямо перед тобой, при твоем прямом участии совер шается великий акт творчества, создается искусство театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2