Сибирские огни, 1977, №8

ства сменяет атмосфера содружества. Кино­ режиссер Э. Рязанов, выпустив телевизион­ ный спектакль «С легким паром», тотчас делает киновариант той же комедии. Ему же принадлежит экранизация собственной пьесы «Сослуживцы», которая широко и с успехом идет по театрам страны. С увлече­ нием осваивают язык телевидения такие сугубо театральные режиссеры, как Анато­ лий Эфрос (телеспектакли «Мольер», «Бо­ рис Годунов» и др.), Марк Захаров («12 стульев»). При этом оба они ищут глав­ ное, корневое, специфическое, только те­ левидению присущее начало. Точно так же поступают и представители каждого рода оружия духовной культуры. Газеты не стремятся соперничать с радио и телевидением в степени оперативности, восполняя этот свой «недостаток» глубиной и всесторонностью освещения фактов, со­ бытий. Радио все менее стремится быть «зримым», находя бесконечное многообра­ зие выразительных средств в мире звуков (благо, широкое применение ультракорот­ коволновых передатчиков существенно по­ высило качество звучания, дав возмож­ ность тончайшей нюансировки). Не пытают­ ся соперничать с создателем телевизионных «моноспектаклей» Ираклием Андронико­ вым представители многотысячной армии лекторов-общественников. Но они знают, как никто другой, свою аудиторию и, по­ верьте, достучатся до сердец своих слуша­ телей, если на деле воплотят важнейший принцип оратора — лекция конкретна! А что же театр? Начиная с 50-х годов, здесь происходят решительные перемены. После длительного господства театра прямых жизненных соот­ ветствий все более уверенно завоевывал позиции поэтический театр Охлопкова, но­ вую жизнь обрел театр подчеркнутой ус­ ловности, вновь эталоном праздничной те­ атральности засверкал восстановленный шедевр Е. Б. Вахтангова «Принцесса Туран­ дот». Возникли новые коллективы со своей, непохожей на другие театры, творческой программой. Вопреки всем ожиданиям, развитие средств техники, «доставляющей искусство» в каждый дом, не только не «отменило» гастрольных выездов театров, наоборот, как бы подхлестнуло их. Именно с 50-х го­ дов начинается стремительное развитие гастрольного дела как внутри страны, так и за ее пределами. Никогда, за всю исто­ рию театра, не существовало столь широ­ кого обмена творческими коллективами между областями и республиками, между столицей и периферией, между Советским Союзом и зарубежными странами. Судите сами: только летом 1976 года в одном Новосибирске с гастрольными спек­ таклями побывали Владивостокский ТЮЗ, Ленинградский академический театр имени А . С. Пушкина, Рижский театр русской дра­ мы, балетная труппа Большого театра Сою­ за ССР, Алтайский государственный театр драмы. Тем временем с ответными визита­ ми выступали: в Ленинграде и Риге — краснофакельцы, во Владивостоке — Театр юного зрителя, в Барнауле — академиче­ ский театр оперы и балета и Областной те­ атр драмы; в Казани, Свердловске и Том­ с к е— театр музыкальной комедии. Этим же летом, побывав в Томске, я уви­ дел гастрольную афишу Московского теат­ ра имени М. Н. Ермоловой, в Барнауле — Государственного русского театра из Улан- Удэ; узнал, что в столице Бурятии гастро­ лировала группа артистов Московского театра сатиры, в Кемерове — Московский театр имени Н. В. Гоголя. А что увидели у себя минувшим летом москвичи? Драмати­ ческий театр из Куйбышева, Витебский бе-| лорусский театр имени Якуба Коласа, Брянский драматический театр, театр из Вильнюса. А гастрольные наезды в Москву Миланской оперы. Парижского театра под руководством Мадлен Рено и Ж. Л. Барро, театра Эдуардо де Филиппо из Неаполя, Английского театра, Афинского Националь­ ного театра, драматического театра «Со­ фия», польского «Театра Народовы» — всех не перечтешь. Вспомним и частые поездки новосибирской балетной труппы за грани­ цу: в Париж, и в Токио, и в Австралию. Мы и не заметили, как в жизнь совре­ менного человека вошло нечто новое, пе­ ревернувшее привычные представления о мире и мироздании, о нашей планете, при­ роде, каким новым светом озарились идеи человеческого братства, международного сотрудничества, как отразилось все это, будто в зеркале, в деятельности современ­ ного театра. Теперь уже невозможно жить прежними категориями, нельзя строить театр, его репертуарную политику, созда­ вать творческое лицо на основе прежних представлений, выработанных в «докосми- чёскую эру». Когда-то говорили: «гастрольный театр», «передвижной», «колхозно-совхозный»; дс сих пор делят театры на «городские», «об­ ластные», «государственные» и т. п. Как все это безнадежно устарело! Все театры в наше время становятся и «передвижны­ ми» и «гастрольными». 200 лет существовал Большой театр и ни разу не перевалил за Уральский хребет. 150 лет московского Малого театра протекали по «ту сторону» разграничивающего столба «Европа — Азия». И вдруг, как раз в юбилейные для театров дни, разом рухнули вековые тра­ диции— сибиряки увидели у себя в гостях маститых именинников. Это не случайность, не прихоть, не погоня за сенсацией — им ли, прославленным, орденоносным, лауре­ атам многих премий, искать популярности! Это — проявление закономерности, стрем­ ление ответить на новые потребности вре­ мени. В самом деле, ведь никакие, самые совершенные средства тиражирования и доставки искусства при всей их технической оснащенности и безупречности не могут заменить живого, непосредственного об­ щения зрителя с актером. Чем шире будет распространяться телевидение, чем выше будет культурный уровень народа, тем стремительнее будет нарастать потреб­ ность видеть, постигать — как прямо перед тобой, при твоем прямом участии совер­ шается великий акт творчества, создается искусство театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2