Сибирские огни, 1977, №8
спектаклей, фильмов и прочей духовной продукции приведет к стандартизации, к утрате художественной ценности, неповто римости произведения? Да, эта опасность вполне реальна, если с ней не бороться. И борьба эта ведется у нас в трех главных направлениях. Во-первых, мы стремимся к тому, чтобы каждое произведение, широко тиражируемое, имело несомненную эсте тическую ценность, несло в себе черты са мобытности. Во-вторых, все ярче проявля ется тенденция каждого вида искусства, литературы адресоваться к конкретной, вполне определенной аудитории. Это про является, в частности, в специализации га зет и журналов, в создании телевизионных и радиопередач, обращенных к тем или иным группам населения, в развитии мест ного теле- и радиовещания, которые мак симально учитывали бы своеобразие своей аудитории. Задача изучения специфики своего зрителя стоит и перед местными и специализированными театрами (детскими, юношескими, театрами Советской Армии, Флота и т. п.). В-третьих, каждый вид ис кусства, каждый жанр литературы стремит ся сегодня познать свои самые сокровен ные, самые сильные и неповторимые черты, отличающие его от всех прочих видов и жанров литературы и искусства. Конечно, все, о чем здесь идет речь, су ществует лишь в тенденции, процесс явно не закончен. Но характерные его черты можно проследить на некоторых примерах. В 1950 году во всем мире действовало всего лишь 130 телевизионных и ретран сляционных передатчиков. Начиная с 60-х годов, началось «великое наступление те левидения». На протяжении какого-то де сятилетия количество телецентров в мире увеличилось почти в 30 раз, а число теле визионных приемников в быту возросло до 240 миллионов. В Советском Союзе зара ботало 127 телевизионных центров, в то время как в 1950 году их было всего два. Освоенная недавно видеозапись, использо вание космйческих спутников в качестве ретрансляторов, цветное, а в скором буду щем и стереоскопическое изображение, перспектива введения кассетного ТВ — вся многообразная техника сегодняшнего и завтрашнего дня вызвала естественную тревогу у представителей смежных видов искусств. К телевидению отнеслись как к могущественному сопернику, способному поглотить и театр, и кино, и радио, и газе ту, и литературу, и даже ораторское искус ство. Еще не утихли споры q том, оконча тельно ли «убьет» телевидение кино или только потеснит его позиции. До сих пор раздаются негодующие звонки в телесту дию : «Зачем вы показываете фильм-спек такль «Свадьба Кречинского», когда мест ный театр включил это название в свой репертуар?» Совсем было приуныли ради сты, не смея надеяться на успех в схватке с голубым экраном, ибо кто не знает по говорки — «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»? Известный западный исследователь Г. Барри предсказал скорую гибель и газетного дела: «Газета грядуще го, если ее вообще можно считать таковой, будет электронной газетой» (в кн.: С. Бег лова «Монополии слова», М., 1972, стр. 29). Казалось, придет в полный упадок и ораторское искусство — зачем готовить до рогостоящую армию лекторов, если до статочно иметь в Москве несколько пер воклассных телекомментаторов, чтобы об служить нужды всей страны? А что же театр? Театр вошел в каждый дом. Преодолев тысячи километров, через заснеженные поля, горные хребты и разливы рек донес телевизионный экран трепетное искусство сцены до городов-новостроек, до отдален ной фермы совхоза и до избушки лесника. К чему тратить силы и средства на разви тие множества театров периферии, если достаточно иметь несколько образцовых коллективов в столице и оттуда транслиро вать великолепные спектакли во все концы страны. К чему столько театральных учи лищ и вузов, если в ближайшем будущем профессия актера из массовой станет уни кальной? Казалось, всё, решительно всё за то, чтобы забыт был старина-театр драма тический, а заодно и все прочие театры. Что уж говорить об идее передвижных те атров, таких, какими были театр П. П. Гай- дебурова и юный «Красный факел», как плеяда колхозно-совхозных театров? Даже о гастролях не думалось — к чему везти труппу, декорации, оркестр, инструменты, костюмы, реквизит за моря и долы, если достаточно щелчка переключателя диапа зонов, чтобы к вам в дом явились артисты МХАТа, Вахтанговского или Малого теат ров?.. Вот ведь как думалось поначалу. А что вышло на поверку? Даже в маленькой Англии, давно покры той на 100 процентов телесетью, радио не только не «умерло», но нашло новые, све жие краски, дав новую жизнь, в частности, длинным разговорным пьесам предшест венников Шекспира. В нашей стране ради сты почувствовали в ТВ надежного друга и помощника, поделили функции, тематику передач, мирно поделили между собой аудиторию — по времени звучания, по ка тегориям слушателей. Разве может что-ни будь лучше тематической радиопередачи поведать домашней хозяйке, занятой при готовлением обеда, об интересных событи ях, о новинках литературы? А кто лучше радионяни расскажет малышу на сон гря дущий добрую сказку? Социологические исследования убедили, что ни ТВ, ни радио, ни развитие магнито фонной записи не «отменяют» газет и жур налов, что спрос на периодику непрерывно растет. Не грозит безработица и лекторам. Как раз на 60-е годы падает бурное развитие теории и практики красноречия, появляется множество учебных пособий, собираются всесоюзные и республиканские семинары ораторов, где обсуждаются актуальные проблемы мастерства публичного выступ ления. Сегодня в одном лишь Новосибир ске существует 16 школ молодого лектора при вузах. Ищут формы взаимодействия работники кино—театра—телевидения. Дух сопернике-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2