Сибирские огни, 1977, №8

спектаклей, фильмов и прочей духовной продукции приведет к стандартизации, к утрате художественной ценности, неповто­ римости произведения? Да, эта опасность вполне реальна, если с ней не бороться. И борьба эта ведется у нас в трех главных направлениях. Во-первых, мы стремимся к тому, чтобы каждое произведение, широко тиражируемое, имело несомненную эсте­ тическую ценность, несло в себе черты са­ мобытности. Во-вторых, все ярче проявля­ ется тенденция каждого вида искусства, литературы адресоваться к конкретной, вполне определенной аудитории. Это про­ является, в частности, в специализации га­ зет и журналов, в создании телевизионных и радиопередач, обращенных к тем или иным группам населения, в развитии мест­ ного теле- и радиовещания, которые мак­ симально учитывали бы своеобразие своей аудитории. Задача изучения специфики своего зрителя стоит и перед местными и специализированными театрами (детскими, юношескими, театрами Советской Армии, Флота и т. п.). В-третьих, каждый вид ис­ кусства, каждый жанр литературы стремит­ ся сегодня познать свои самые сокровен­ ные, самые сильные и неповторимые черты, отличающие его от всех прочих видов и жанров литературы и искусства. Конечно, все, о чем здесь идет речь, су­ ществует лишь в тенденции, процесс явно не закончен. Но характерные его черты можно проследить на некоторых примерах. В 1950 году во всем мире действовало всего лишь 130 телевизионных и ретран­ сляционных передатчиков. Начиная с 60-х годов, началось «великое наступление те­ левидения». На протяжении какого-то де­ сятилетия количество телецентров в мире увеличилось почти в 30 раз, а число теле­ визионных приемников в быту возросло до 240 миллионов. В Советском Союзе зара­ ботало 127 телевизионных центров, в то время как в 1950 году их было всего два. Освоенная недавно видеозапись, использо­ вание космйческих спутников в качестве ретрансляторов, цветное, а в скором буду­ щем и стереоскопическое изображение, перспектива введения кассетного ТВ — вся многообразная техника сегодняшнего и завтрашнего дня вызвала естественную тревогу у представителей смежных видов искусств. К телевидению отнеслись как к могущественному сопернику, способному поглотить и театр, и кино, и радио, и газе­ ту, и литературу, и даже ораторское искус­ ство. Еще не утихли споры q том, оконча­ тельно ли «убьет» телевидение кино или только потеснит его позиции. До сих пор раздаются негодующие звонки в телесту­ дию : «Зачем вы показываете фильм-спек­ такль «Свадьба Кречинского», когда мест­ ный театр включил это название в свой репертуар?» Совсем было приуныли ради­ сты, не смея надеяться на успех в схватке с голубым экраном, ибо кто не знает по­ говорки — «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»? Известный западный исследователь Г. Барри предсказал скорую гибель и газетного дела: «Газета грядуще­ го, если ее вообще можно считать таковой, будет электронной газетой» (в кн.: С. Бег­ лова «Монополии слова», М., 1972, стр. 29). Казалось, придет в полный упадок и ораторское искусство — зачем готовить до­ рогостоящую армию лекторов, если до­ статочно иметь в Москве несколько пер­ воклассных телекомментаторов, чтобы об­ служить нужды всей страны? А что же театр? Театр вошел в каждый дом. Преодолев тысячи километров, через заснеженные поля, горные хребты и разливы рек донес телевизионный экран трепетное искусство сцены до городов-новостроек, до отдален­ ной фермы совхоза и до избушки лесника. К чему тратить силы и средства на разви­ тие множества театров периферии, если достаточно иметь несколько образцовых коллективов в столице и оттуда транслиро­ вать великолепные спектакли во все концы страны. К чему столько театральных учи­ лищ и вузов, если в ближайшем будущем профессия актера из массовой станет уни­ кальной? Казалось, всё, решительно всё за то, чтобы забыт был старина-театр драма­ тический, а заодно и все прочие театры. Что уж говорить об идее передвижных те­ атров, таких, какими были театр П. П. Гай- дебурова и юный «Красный факел», как плеяда колхозно-совхозных театров? Даже о гастролях не думалось — к чему везти труппу, декорации, оркестр, инструменты, костюмы, реквизит за моря и долы, если достаточно щелчка переключателя диапа­ зонов, чтобы к вам в дом явились артисты МХАТа, Вахтанговского или Малого теат­ ров?.. Вот ведь как думалось поначалу. А что вышло на поверку? Даже в маленькой Англии, давно покры­ той на 100 процентов телесетью, радио не только не «умерло», но нашло новые, све­ жие краски, дав новую жизнь, в частности, длинным разговорным пьесам предшест­ венников Шекспира. В нашей стране ради­ сты почувствовали в ТВ надежного друга и помощника, поделили функции, тематику передач, мирно поделили между собой аудиторию — по времени звучания, по ка­ тегориям слушателей. Разве может что-ни­ будь лучше тематической радиопередачи поведать домашней хозяйке, занятой при­ готовлением обеда, об интересных событи­ ях, о новинках литературы? А кто лучше радионяни расскажет малышу на сон гря­ дущий добрую сказку? Социологические исследования убедили, что ни ТВ, ни радио, ни развитие магнито­ фонной записи не «отменяют» газет и жур­ налов, что спрос на периодику непрерывно растет. Не грозит безработица и лекторам. Как раз на 60-е годы падает бурное развитие теории и практики красноречия, появляется множество учебных пособий, собираются всесоюзные и республиканские семинары ораторов, где обсуждаются актуальные проблемы мастерства публичного выступ­ ления. Сегодня в одном лишь Новосибир­ ске существует 16 школ молодого лектора при вузах. Ищут формы взаимодействия работники кино—театра—телевидения. Дух сопернике-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2