Сибирские огни, 1977, №8
ИСКУССТВО Jl. Баландин С ЧЕГО ТЕАТР «Театр начинается с вешалки»,— в шутку заметил как-то К. С. Станиславский и со всем не в шутку показал в своих трудах, что театр начинается со зрительского о ж и д а н и я . Ожидания встречи с великим чу д о м— сценическим воплощением жизни человеческого духа. Нет, не с вешалки, и не с увертюры, не с актера, и не с режис сера начинается театр. Во все времена своей главной задачей театр имел одну — удовлетворение совокупности ожиданий зрительской аудитории. Реальной, уже сло жившейся, или потенциальной, которую хо чет привлечь на свою сторону. В зависимо сти от того, насколько хорошо понимает театр пожелания народа, зависит успех или неуспех всей его деятельности. Совершенно особые условия формиро вания зрительских ожиданий складываются в наше время. Современное общество вступило в период новой научно-техниче ской революции, которая привела к воз никновению нового типа духовного произ водства и распределения. Возникла нераз рывная цепь явлений, лавинообразно растущих, развивающихся в нашей дейст вительности. Что это за цепь явлений? Рост грамотности, образованности народа, который привел к возникновению м а с с о в о й потребности в ценностях духовной культуры. К услугам м и л л и о н о в по явились новые технические средства мас сового распространения культуры (кино, граммофонная и магнитофонная запись, совершенная радиоаппаратура, телевиде ние). На новом этапе развития все более и более превращается в непосредственную производительную силу общества наука. Она требует кадров нового типа как со стороны специальной подготовки, так и со стороны общекультурного кругозора. В со ответствии с возникновением новых потреб ностей и возможностей их удовлетворения изменяется и сама организация духовного производства: лее более укрупняются гаст рольные объединения, возникают гигант НАЧИНАЕТСЯ ские кинофабрики, издательства, типограф ские комплексы, телеобъединения, способ ные в небывалых масштабах воспроизво дить, множить, распространять на огром ную территорию произведения духовной культуры. Во всем мире духовное производство становится все более массовым, рассчитан ным на «поток». Но на Западе оно приво дит к полному господству капиталистиче ских отношений и в литературе и в искус стве. Кино, телевидение, радио, печать на Западе все более превращаются в моно польную собственность хозяев, стремящих ся с их помощью манипулировать общест венным мнением, оболванивать массы народа. Идет процесс стандартизации «культуры для миллионов», которая проти вопоставляется «культуре элиты». В нашей стране научно-технический про гресс, создавший возможность быстрой доставки информации практически из лю бой точки земного шара в любую точку огромной страны, привел к поразительным по своему значению результатам — дал возможность вовлечь в орбиту культурной жизни жителей самых отдаленных, самых «глухих» уголков нашей Родины. Сбывается предсказание В. И. Ленина, который мечтал о том времени, когда благодаря современ ной науке и технике культура дойдет до самых отдаленных окраин и станет достоя нием каждого труженика, когда использо вание современных индустриальных форм духовного производства и распространения ценностей культуры станет фактором, ко торый будет способствовать тому, «чтобы знания и науки перестали быть делом при вилегированных, перестали быть материа лом, который укрепляет позицию богатых и эксплуататоров, а превратились бы- в орудие освобождения трудящихся и эк сплуатируемых» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 433). Но существует ли у нас в стране опас ность, что резкое увеличение тиражей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2