Сибирские огни, 1977, №8

ИСКУССТВО Jl. Баландин С ЧЕГО ТЕАТР «Театр начинается с вешалки»,— в шутку заметил как-то К. С. Станиславский и со­ всем не в шутку показал в своих трудах, что театр начинается со зрительского о ж и ­ д а н и я . Ожидания встречи с великим чу­ д о м— сценическим воплощением жизни человеческого духа. Нет, не с вешалки, и не с увертюры, не с актера, и не с режис­ сера начинается театр. Во все времена своей главной задачей театр имел одну — удовлетворение совокупности ожиданий зрительской аудитории. Реальной, уже сло­ жившейся, или потенциальной, которую хо­ чет привлечь на свою сторону. В зависимо­ сти от того, насколько хорошо понимает театр пожелания народа, зависит успех или неуспех всей его деятельности. Совершенно особые условия формиро­ вания зрительских ожиданий складываются в наше время. Современное общество вступило в период новой научно-техниче­ ской революции, которая привела к воз­ никновению нового типа духовного произ­ водства и распределения. Возникла нераз­ рывная цепь явлений, лавинообразно растущих, развивающихся в нашей дейст­ вительности. Что это за цепь явлений? Рост грамотности, образованности народа, который привел к возникновению м а с с о ­ в о й потребности в ценностях духовной культуры. К услугам м и л л и о н о в по­ явились новые технические средства мас­ сового распространения культуры (кино, граммофонная и магнитофонная запись, совершенная радиоаппаратура, телевиде­ ние). На новом этапе развития все более и более превращается в непосредственную производительную силу общества наука. Она требует кадров нового типа как со стороны специальной подготовки, так и со стороны общекультурного кругозора. В со­ ответствии с возникновением новых потреб­ ностей и возможностей их удовлетворения изменяется и сама организация духовного производства: лее более укрупняются гаст­ рольные объединения, возникают гигант­ НАЧИНАЕТСЯ ские кинофабрики, издательства, типограф­ ские комплексы, телеобъединения, способ­ ные в небывалых масштабах воспроизво­ дить, множить, распространять на огром­ ную территорию произведения духовной культуры. Во всем мире духовное производство становится все более массовым, рассчитан­ ным на «поток». Но на Западе оно приво­ дит к полному господству капиталистиче­ ских отношений и в литературе и в искус­ стве. Кино, телевидение, радио, печать на Западе все более превращаются в моно­ польную собственность хозяев, стремящих­ ся с их помощью манипулировать общест­ венным мнением, оболванивать массы народа. Идет процесс стандартизации «культуры для миллионов», которая проти­ вопоставляется «культуре элиты». В нашей стране научно-технический про­ гресс, создавший возможность быстрой доставки информации практически из лю­ бой точки земного шара в любую точку огромной страны, привел к поразительным по своему значению результатам — дал возможность вовлечь в орбиту культурной жизни жителей самых отдаленных, самых «глухих» уголков нашей Родины. Сбывается предсказание В. И. Ленина, который мечтал о том времени, когда благодаря современ­ ной науке и технике культура дойдет до самых отдаленных окраин и станет достоя­ нием каждого труженика, когда использо­ вание современных индустриальных форм духовного производства и распространения ценностей культуры станет фактором, ко­ торый будет способствовать тому, «чтобы знания и науки перестали быть делом при­ вилегированных, перестали быть материа­ лом, который укрепляет позицию богатых и эксплуататоров, а превратились бы- в орудие освобождения трудящихся и эк­ сплуатируемых» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 433). Но существует ли у нас в стране опас­ ность, что резкое увеличение тиражей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2