Сибирские огни, 1977, №8
С нежностью Саша говорит о семье. Га ля Пионтковская вместе с ним заканчивала техникум, работает тут же. Дочку Женьку привезли сюда, на Талакан, месячной. Вон она, топает к . нам. Белокурая девчушка в одних \ трусиках подбежала, прижалась к отцовскому коле ну. Сегодня она именинница.— ей стукнуло три года. У Саши задача: выпросить у Ор- кина в магазин записку на бутылку шампан ского. У изыскателей «сухой закон»... Оркин выписал разрешение, и Саша по бежал жарить-парить, гостей приглашать. Начальник экспедиции с улыбкой посмот рел ему вслед, задумчиво сказал: — Обычно спрашивают, были ли какие- то особые случаи в жизни изыскателей — исключительного героизма, подвига и так далее. Наверное, все-таки были. Прошлой осенью два наших моториста привели бар жу с тесом накануне ледостава. Обледе нели, чуть не замерзли, но такой нужный тес привезли! Ни сами они, ни их товарищи не произносили при этом высоких слов; У нас, если хотите, высшее мерило героиз ма и подвига — добросовестное отношение к работе. В этом неторопливом, но полном внут ренней страсти монологе было что-то очень личное, и, очевидно, оно близко ка салось судьбы самого Оркина, и все-таки задавать вопрос о причинах его отъезда было неудобно. Оркин почувствовал это и рассказал сам: — Врачи поставили ультиматум: или — или. Сами понимаете, в такой ситуации по вода для радости у меня нет. Сердце... Да, сердце. Было ему, беспокойному сердцу изыскателя, от чего поизноситься. Оркину не исполнилось еще и двадцати, когда началась война. Он воевал на Вол ховском фронте, на Невском пятачке, ко мандир танкового взвода Рафаэль Оркин. Тому свидетельство — ордена Красной Звезды и Отечественной войны. С тяжелым ранением— ампутацией руки — война для него кончилась. А после войны — изыска ния многих гидростанций, и среди них Цимлянская, Куйбышевская, Саратовская, Осиновская. И вот ультиматум врачей: или — или... * * * К Талакану пока нет другой дороги, кро ме как по воде. А она очень нужна. Без дороги начинать стройку невозможно. У ручья с журчащим названием Куруктачи началась решительная схватка со скалами, отгородившими створ. Куруктачинский уча сток всего 1883 метра. Приходится считать ся с такой точностью, потому что букваль но каждый метр приходится выгрызать из скалы с неимоверным трудом. На вершину сопки трактору приходится взбираться зад ним ходом — иначе не позволяет крутизна. Однажды, когда два стосильных тракто ра не смогли втянуть к месту взрыва груз — их заменили люди, перенесли полтонны взрывчатки на- своих плечах. Механизатор . Иван Дивнич, взрывник Олег Ковалев, бригадир Александр Кобля, горняк Влади мир Чепурной, бульдозерист-ас Юра Смир нов. Барачок с аккуратными койками, све жеструганый стол из теса, железная печур ка, «холодильник» во мху — их быт. В три смены воюют они с упрямой скалой, то утопая в болотах, то на головокружитель ной высоте. Что это — подвиг или просто добросовестное отношение к делу? Дове дется ли им стать очевидцами укрощенной Бурей или забросит их судьба на другие стройки? Впрочем, так ли это важно? Им просто некогда «философию разводить», они стоят на своем крошечном плацдарме и сделают все, чтобы расширить его, по бедить и тайгу, и скалу, и реку. Примечателен такой факт: в пятидеся тых годах, когда шла речь о проекте Зей ской ГЭС, даже в ученой среде были раз говоры: а надо ли на Зее строить электро станцию, не обойтись ли одной плотиной? Ведь для энергии в этом далеком углу про сто не найдется потребителей. Сейчас, когда уже зейская энергия влилась в Даль невосточное энергетическое кольцо, когда монтируется четвертый агрегат ГЭС, все внимание строителей, заказчиков, област ных организаций переключается на Бурею, и на эту станцию возлагаются особые на дежды. Она войдет в строй действующих в 1983 году, как раз к окончанию строи тельства Байкало-Амурской магистрали. Ее энергия даст дополнительный толчок про мышленному развитию этой перспективной зоны. Бурейская ГЭС после пуска всех аг регатов будет давать электроэнергии боль ше, чем Зейская. Великие стройки начинаются с малых дел. Действительно, если подходить с ма сштабной меркой, то увидел я на Бурее в первый год строительства мало. Стройка даже в самых общих чертах пока не обо значена. Первые дома и склады на перева лочной базе, первые метры дороги. За зиму у ключа Куруктачи вырастут ряжи верхнего причала, чтобы можно было при нимать первые грузы для стройки на Та- лаканском створе. На лесистом плато началась планировка площадки под вре менный поселок строителей. Невелик пока и коллектив. Мне вспомнилось предостережение кол леги перед самой поездкой: — Зря ты туда едешь. Ничего там пока еще нет. Пока, действительно, сделано очень мало. Но увидел я многое. Увидел глазами пер востроителей. Сквозь неуют и трудности здесь виделись и светлые кварталы города, и лента шоссе, и стена плотины, и гирлян ды проводов над тайгой. Слышались гудки тепловозов, глухой рокот укрощенной Бу рей, плеск морской волны и шелест тур бин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2