Сибирские огни, 1977, №8

С нежностью Саша говорит о семье. Га­ ля Пионтковская вместе с ним заканчивала техникум, работает тут же. Дочку Женьку привезли сюда, на Талакан, месячной. Вон она, топает к . нам. Белокурая девчушка в одних \ трусиках подбежала, прижалась к отцовскому коле­ ну. Сегодня она именинница.— ей стукнуло три года. У Саши задача: выпросить у Ор- кина в магазин записку на бутылку шампан­ ского. У изыскателей «сухой закон»... Оркин выписал разрешение, и Саша по­ бежал жарить-парить, гостей приглашать. Начальник экспедиции с улыбкой посмот­ рел ему вслед, задумчиво сказал: — Обычно спрашивают, были ли какие- то особые случаи в жизни изыскателей — исключительного героизма, подвига и так далее. Наверное, все-таки были. Прошлой осенью два наших моториста привели бар­ жу с тесом накануне ледостава. Обледе­ нели, чуть не замерзли, но такой нужный тес привезли! Ни сами они, ни их товарищи не произносили при этом высоких слов; У нас, если хотите, высшее мерило героиз­ ма и подвига — добросовестное отношение к работе. В этом неторопливом, но полном внут­ ренней страсти монологе было что-то очень личное, и, очевидно, оно близко ка­ салось судьбы самого Оркина, и все-таки задавать вопрос о причинах его отъезда было неудобно. Оркин почувствовал это и рассказал сам: — Врачи поставили ультиматум: или — или. Сами понимаете, в такой ситуации по­ вода для радости у меня нет. Сердце... Да, сердце. Было ему, беспокойному сердцу изыскателя, от чего поизноситься. Оркину не исполнилось еще и двадцати, когда началась война. Он воевал на Вол­ ховском фронте, на Невском пятачке, ко­ мандир танкового взвода Рафаэль Оркин. Тому свидетельство — ордена Красной Звезды и Отечественной войны. С тяжелым ранением— ампутацией руки — война для него кончилась. А после войны — изыска­ ния многих гидростанций, и среди них Цимлянская, Куйбышевская, Саратовская, Осиновская. И вот ультиматум врачей: или — или... * * * К Талакану пока нет другой дороги, кро­ ме как по воде. А она очень нужна. Без дороги начинать стройку невозможно. У ручья с журчащим названием Куруктачи началась решительная схватка со скалами, отгородившими створ. Куруктачинский уча­ сток всего 1883 метра. Приходится считать­ ся с такой точностью, потому что букваль­ но каждый метр приходится выгрызать из скалы с неимоверным трудом. На вершину сопки трактору приходится взбираться зад­ ним ходом — иначе не позволяет крутизна. Однажды, когда два стосильных тракто­ ра не смогли втянуть к месту взрыва груз — их заменили люди, перенесли полтонны взрывчатки на- своих плечах. Механизатор . Иван Дивнич, взрывник Олег Ковалев, бригадир Александр Кобля, горняк Влади­ мир Чепурной, бульдозерист-ас Юра Смир­ нов. Барачок с аккуратными койками, све­ жеструганый стол из теса, железная печур­ ка, «холодильник» во мху — их быт. В три смены воюют они с упрямой скалой, то утопая в болотах, то на головокружитель­ ной высоте. Что это — подвиг или просто добросовестное отношение к делу? Дове­ дется ли им стать очевидцами укрощенной Бурей или забросит их судьба на другие стройки? Впрочем, так ли это важно? Им просто некогда «философию разводить», они стоят на своем крошечном плацдарме и сделают все, чтобы расширить его, по­ бедить и тайгу, и скалу, и реку. Примечателен такой факт: в пятидеся­ тых годах, когда шла речь о проекте Зей­ ской ГЭС, даже в ученой среде были раз­ говоры: а надо ли на Зее строить электро­ станцию, не обойтись ли одной плотиной? Ведь для энергии в этом далеком углу про­ сто не найдется потребителей. Сейчас, когда уже зейская энергия влилась в Даль­ невосточное энергетическое кольцо, когда монтируется четвертый агрегат ГЭС, все внимание строителей, заказчиков, област­ ных организаций переключается на Бурею, и на эту станцию возлагаются особые на­ дежды. Она войдет в строй действующих в 1983 году, как раз к окончанию строи­ тельства Байкало-Амурской магистрали. Ее энергия даст дополнительный толчок про­ мышленному развитию этой перспективной зоны. Бурейская ГЭС после пуска всех аг­ регатов будет давать электроэнергии боль­ ше, чем Зейская. Великие стройки начинаются с малых дел. Действительно, если подходить с ма­ сштабной меркой, то увидел я на Бурее в первый год строительства мало. Стройка даже в самых общих чертах пока не обо­ значена. Первые дома и склады на перева­ лочной базе, первые метры дороги. За зиму у ключа Куруктачи вырастут ряжи верхнего причала, чтобы можно было при­ нимать первые грузы для стройки на Та- лаканском створе. На лесистом плато началась планировка площадки под вре­ менный поселок строителей. Невелик пока и коллектив. Мне вспомнилось предостережение кол­ леги перед самой поездкой: — Зря ты туда едешь. Ничего там пока еще нет. Пока, действительно, сделано очень мало. Но увидел я многое. Увидел глазами пер­ востроителей. Сквозь неуют и трудности здесь виделись и светлые кварталы города, и лента шоссе, и стена плотины, и гирлян­ ды проводов над тайгой. Слышались гудки тепловозов, глухой рокот укрощенной Бу­ рей, плеск морской волны и шелест тур­ бин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2