Сибирские огни, 1977, №8
— Ты бы разъяснил мне всю эту механи ку,— прошу я Ломакина. Он потянулся за карандашом, нарисовал линию, сказал: — Смотри, вот течет река... В холодных камнях Станового хребта на ливается молодой силой таежная красави ца Зея. Тихо журчит да журчит между скал, набираясь резвости. По-эвенкийски Зея — лезвие меча. Древняя легенда гласит, что жили когда-то на свете двое влюбленных — красавица Тукурингра, дочь богатого ста рика Джугдыра, и бедняк-богатырь Сокта- хан. Как водится в легендах, рассердила эта неравная любовь Джугдыра, обратил он влюбленных в скалы, а чтоб не соеди ниться им никогда, бросил между ними меч — Зею. И вправду, словно мечом рас секает стремительная река поседевшие от горя (и времени!) скалы Тукурингры и Сок- тахана семидесятикилометровым ущельем. Поэты называют самыми нежными и ласко выми именами светлоокую Зею. Но бывает, внезапно, буквально в считанные часы, срывается вдруг откуда-то с гор стреми тельный паводок. И тогда не узнать Зею. Подняв метров на десять уровень, мчит она со скоростью курьерского поезда, сметая на своем пути все. Нельзя без тре пета читать список ее преступлений. Уже в этом веке делала Зея более сорока опустошительных набегов на поля своей поймы. Из них тринадцать наводнений бы ло сильных, а шесть — очень сильных. 1928-й год... Городок приискателей Зея был полностью смыт с лица земли, а с ним еще десятки населенных пунктов на всем протяжении реки. Уже тогда люди вынес ли Зее приговор, но не сразу дошли руки. Помешала война, затем годы восстановле ния разрушенного войной хозяйства. А Зея продолжала буйствовать. В 53, 56, 58-м годах... Уже на крутом берегу Туку рингры вырос поселок гидростроителей Светлый, уже встали в правобережном кот ловане бетонные столбы «гребенки» — ос нова плотины. А Зея все не хотела сда вать своих позиций. И самой лютой была она в лето 1972 года, незадолго до пере крытия. ...С небесной канцелярией творилось что-то непонятное. Неделями шли, не пере ставая, проливные дожди. С верховий на блюдатели сигнализировали: паводок идет жестокий. Москва дала «добро» на свора чивание работ, на эвакуацию техники из котлована. Но тогда перекрытие отодвига ется на год! И инженеры «ЗеяГЭСстроя» приняли на себя ответственность: «сразить ся с рекой врукопашную, выстоять, не отступить. Это был массовый гражданский подвиг. Город находился на осадном поло жении, конвейером шел грунт на отсыпку дамбы. Все население — от мала до вели к а— вышло на дамбу. Город очутился словно на дне блюдца: дамба поднялась выше домов. Зея сделала подкоп — хлы нула внутри города из переполненных ко лодцев — их забросали мешками с песком. Школьники и пенсионеры — все вышли на эту битву. И только в котловане, где за тонкой перемычкой ревела Зея, шла уклад ка бетона. Между прочим, именно в те дни был установлен рекорд укладки бетона — 1376 кубометров за сутки! Раз в семьдесят лет бывает такой паво док, и надо ж ему было случиться именно в год перекрытия, словно специально для того, чтоб испытать силы гидростроителей. Но и этого было мало: ровно через месяц паводок повторился с еще большей силой. Но он был уже не страшен. Убытки области от этого стихийного бед ствия были огромны. ,Но это было послед нее стихийное бедствие на Зее. Тринадцатого октября того же 1972 го да состоялось долгожданное перекрытие, а со следующей весны понемножку начало заполняться Зейское море... Следя за тем, как летает по бумаге ка рандаш Виктора, я думал про себя: а ведь он осуществил свою мечту, он покорил реку, которая приносила такие бедствия его родным местам. Вот она, Зея, клокочет за бетонным плечом плотины, не страшная ни капельки, потому что вот-вот раздастся команда: — Открыть затворы! И Виктор Ломакин заставит реку вер теться на лопастях первой турбины, рабо тать на людей. Окинем мысленным взором крупные- порты Нижнеамурья, крепнущие города юности — Комсомольск и Амурск, простор ные улицы Хабаровска, тенистые аллеи Благовещенска, шумные, веселые проспек ты Владивостока. В каждом из этих городов мы увидим три-пять, а то и десять-двад- Цать крупнейших строек: заводов, комби натов, фабрик, комплексов. Да что там го рода! Почти в каждом дальневосточном поселке в ближайшие годы открывается если не завод, так фабрика, не совхоз, так сельскохозяйственный комплекс, не лес промхоз, так лесокомбинат. Дальневосточ ная земля всколыхнулась от звонкого сло ва БАМ. БАМ — это три с лишним тысячи кило метров стальных рельсов. Это тысяча гу дящих мостов, повисших ажурными силу этами над дальневосточными реками, сотни больших и малых железнодорожных стан ций. БАМ — это десятки новых городов и рабочих поселков с сотнями тысяч новосе лов, с новыми предприятиями, леспромхо зами, сельскохозяйственными комплекса ми. Это стальной путь к Беркакиту, где прямо перед тобой встает черная блестя щая стена высококачественного коксующе гося угля. Это широкая дорога к алмазным трубкам Якутии. БАМ — это целый разбуженный конти нент, по которому раньше редко ступала нога геолога. Вот что такое Байкало-Амур ская магистраль, которая пройдет от Байка ла до побережья Татарского пролива по диким, почти не обжитым местам. Что нужно, чтобы эта великая, необозри мая дальневосточная земля, на которой уместятся десятки европейских государств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2