Сибирские огни, 1977, №8

— Ну, вот. Постараюсь, чтобы при очередной тарификации вам сделали четвер­ тый. Вы же элементарных вещей не знаете!. Грохнет в мастерской хохот, и незадачливый «шутник», красный от смущения, бормочет: — Извините, Вилли Александрович. Я тут немного подзабыл. Но вы не бес­ покойтесь... , А он и не беспокоился. Он знал, что все постигнет, все освоит, недаром ночи на­ пролет просиживал за книгами. Да и люди в большинстве правильно оценили посту­ пок парня, добровольно отказавшегося от Калининграда, Ставрополья и Кубани и при­ ехавшего из столицы Белоруссии в глухую алтайскую деревню. Заведующий машинно- тракторными мастерскими старый коммунист Егор Дмитриевич Гаврюшкин, имевший за плечами два класса приходской школы, подойдет, бывало, положит на хлипкое плечо молодого инженера широкую мозолистую ладонь, скажет простуженным баском: — Ничего, сынок, у тебя все впереди. А когда в декабре завьюжило по-настоящему, по-сибирски, и в общежитии нель­ зя было согреться даже под одеялом, Егор Дмитриевич привел его к себе домой: — Вот, мать, будет у нас жить. За сына будет. И до сих пор Соколенко зовет его батей, говорит, что это его второй отец. Под Новый, 1954 год из крайземотдела пришел приказ о назначении Соколенко главным инженером МТС. Однако недолго пробыл Вилли Александрович в этой должности. Однажды он получил в Бийске на межрайбазе Сельхозснаба большую партию за­ пасных частей. Когда были уже в пути, поднялась метель. В кабине — трое: главный инженер, секретарь партбюро и тракторист. Долго пробивались сквозь пургу. Хоть и сильный, по тем временам, ХТЗ, а не управлялся с тяжело груженными санями. Если же чуть бугорок, зарывался в снег по самую кабину. Стали обсуждать, что делать дальше. Надвигалась ночь, а метель, по всему видно, стихать не собиралась. Соколенко настаивал: пробиваться вперед, хоть по сто метров в час, а все равно вперед! Секретарь партбюро смотрел на него и думал: решительный парень-то, а бесшабашный — с сибирскими буранами не шутят, даже если ты на трак­ торе. И вообще, решил тогда секретарь, какими бы ни были эти запчасти, не стоят они трех человеческих жизней. Когда несколько дней спустя буря стихла и брошенные сани с запчастями отыска­ ли в снегу и привезли на усадьбу, запас груза оказался ополовиненным — кто-то по­ грел руки на дефиците. Директор МТС приказал бухгалтерии сделать начет на глав­ ного инженера. Сумма была баснословная. Пришлось вмешаться партийному бюро, восстановить справедливость. И тем не менее весной 1954 года Соколенко вынужден был уехать из Смоленского района. Потом он несколько лет работал директором Анисимовской МТС в Тальмен- ском районе. 5 Как давно все это было! И Сычевская МТС, и Анисимовская МТС. Трудности тех лет теперь забываются, заслоняются более поздними и более сильными впечатлениями. Не забываются только хорошие люди и все доброе, что они сделали. Прошло два с половиной десятилетия, а Соколенко нет-нет да и съездит к своему второму отцу, к бате попроведает старика на пенсии. И меня уговаривает съездить к нему - уж больно хочется Вилли Александровичу, чтобы и я полюбил этого человека, как любит его он. И мы, конечно, съездим с ним в Сычевку, где Соколенко вырастал как специа­ лист, становился руководителем. Но конечно сейчас его полностью занимают сегодняшние проблемы совхоза. Тут ничего не сделано без его участия. В этом совхозе он всюду и во всем. С самого первого дня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2