Сибирские огни, 1977, №8
Иванов не зря упоминает в пьесе кустарную мастерскую, где дела ют эти снаряды. Из дневника Иванова видно: он не раз бывал в Таш кенте на таких вот маленьких заводиках. «Удивляешься чуду жизни,— заносил Иванов в дневник,— тому, что люди изворачиваются в таких необыкновенных обстоятельствах, о которых следует написать очень подробно». Тут же, в дневнике, Иванов с суховатой точностью обо значил одну из основных задач этих небольших предприятий: «Глав ное: а) борьба за материал; б) и затем, чтобы не портили этот ма териал...» Таким образом входит в сказку Иванова будничная, суровая, реаль ная жизнь. Таким образом с помощью воображения и фантастики Ива нов не только не уходит от реальности, но пытается максимально ближе подойти к ней. Эту жизнь реального в сказке поддерживает и наблюдает еще один герой пьесы. Он не значится среди действующих лиц, хотя, может быть, он и есть герой главный. Это Автор. Горький советовал когда-то Иванову расширять комментарии к сво им пьесам; комментарий р «Ключе от гаража» почти перерос в роль. Заметим и иное: тонко чувствуя закономерность и неумолимость в дви жении художественных форм, Вс. Иванов создавал так называемый «эпический театр», о котором спорят сегодня критики. Иванов понижал необходимость Автора в пьесе, и хотя не включил его в список действующих лиц, речь Автора насыщена действием. Он рассказывает о своих отношениях с героями и даже о собственных со мнениях по поводу поведения героев. Представим, что «Ключу от гаража» повезло — представим пьесу на сцене. При постановке роль Автора совершенно необходима. Именно через эту роль будет найден сценический эквивалент ивановского за мысла. Присутствие Автора вносит в пьесу новое качество — иронию, парадоксальность, интеллектуализм. История кассира Щелкана уже не воспринимается как случай (частный или типичный) — воспринимается как притча. А притча многозначна. На наших глазах, выстраивая пьесу, Автор рассматривает жизнь Якова Титыча Щелкана лишь как один из многих вариантов притчи о творчестве. Впрочем, в пьесе Иванова мы встречаем и другой вариант той же притчи. Судьба героя пьесы повторяется в судьбе самого Автора. Иссле дуемый Ивановым «закон» возрождения человека через творчество по- истине универсален. Поэтому-то Автор смело распутывает жизненный клубок, который не могли распутать семь мудрецов. Поэтому-то, забыв про усталость и всяческие невзгоды, Автор говорит: «Приятная вещь надежда. Я с ней никогда не расстаюсь». Всеволод Иванов не раз смеялся над пресловутой восточной муд ростью, когда глубокомыслием порой прикрываются всем известные ис тины. Но одну известную истину он сам повторял часто. Повторил и в этой своей пьесе: «Только дерзающий всегда услышит топот приближа ющегося счастья...» Е. ЦЕЙТЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2