Сибирские огни, 1977, №8

сон ли это или сказка? — но как бы то ни было, ключ от гаража у меня в кармане, а ключ этот — целая программа действий. Вот и все! Иду на свадьбу, чего и вам желаю. Если есть намерение пойти со мной,— захва­ тывайте угощенье. А в общем — спектакль окончен! й Котенок играл клубком,— и семь мудрецов не могли его распутать. Клубок подкатился ко мне. Я положил в карман клубок, дабы дома рассмотреть его. Дело в том, что в это время я шел по Пушкинской улице Ташкента, направляясь в Старый Город. 13 марта 1942 г. Ташкент, улица Урицкого, 70. Публикация Т. В. ИВАНОВОЙ. Обыкновенное чудо обыкновенного человека ... Неизвестная пьеса Всеволода Иванова? — переспросит читатель. Однако удивляться не стоит. Кроме знаменитого «Бронепоезда», став­ шего вехой в истории МХАТа, вошедшего в «золотой фонд» и принесше­ го автору громкую славу, Иванов был создателем и д'ругих, в том числе пока еще не поставленных и не опубликованных, пьес. Судьба этих произведений станет понятной в свете непростой, му­ жественной судьбы самого драматурга. А был он первопроходцем, любил эксперимент в искусстве, умел, по словам Горького, «превосходно ссориться с самим собой». Долгие годы Иванов провел за рабочим столом — писатель, философ, литерату­ ровед. И он вовсе не торопился немедленно обнародовать плоды своих трудов. Вс. Иванов писал «Ключ от гаража» в Ташкенте. Должно быть, по­ этому он создал сказку в восточном стиле. "Впрочем, разумеется, жанр произведения, как всегда, определялся в первую очередь не географией, не местом действия, но содержанием, творческим замыслом автора. Сказка была очень нужна Всеволоду Иванову: так удобнее было возво­ дить причудливое, необычное здание его пьесы. Где, как не в сказке, могли столь естественно соединиться реальные и поистине фантастиче­ ские линии «Ключа от гаража»: здесь и история с вещами эвакуирован­ ных сотрудников консервного треста — точно снег на голову свалились эти вещи на попечение кассира Щелкана и его семьи; здесь и соревнова­ ние влюбленных — как во всякой восточной сказке, они начинают бо­ роться за руку красавицы; здесь и проделки двух ловких жуликов, кото­ рые прячут в гараже, рядом с вещами эвакуированных сотрудников, украденное на заводе сырье. И уж, конечно, только в сказке кассир Щелкан мог купить на базаре у старца-узбека волшебный ковер. Да, все происходящее в пьесе фантастично. Но заметим сразу: эта фантастика вовсе не оскорбительна для большой, серьезной темы. Ива- нов считал, что фантастика и вымысел расширяют возможности худож- ника слова, обогащают.его творческий инструментарий. В частности, • именно во время войны, размышляя о писательском оружии Слове,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2