Сибирские огни, 1977, №7
Не хочется домысливать: Верютин, мол, использует традиционную шукшинскую ан титезу — «добрые дети земли» Митрохи ны и «подкачавшая» городская Марина, ради любимой работы согласная отдать Петьку старикам в деревню. Мысль эта на прашивается сама собой, невольно. Мат вей, и в городе севший на машину, об служивающую булочные, «потому что гру стит без запаха хлеба», воспринимается как родной брат тех, шукшинских, ребят, заброшенных судьбой в большой город и остро тоскующих по родимой стороне. И думается, что история о «расторже нии», раскрытая молодым литератором, не дань подражания великому земляку, а попытка по-своему осмыслить глубокие и сложные «подводные» течения сегод няшней жизни. О. ГРОМОВ Алексей Бадаев. Ветер с Байкала. Стихи. М., «Современник», 1976. Алексей Бадаев. У подножия Саян. Стихи. Бурятское кн. изд., 1976. Любовь к родному краю— основа поэзии А. Бадаева. Любовь деятельная, полная и безоглядная. Любовь сыновняя — требо вательная, верная и основательная. Характер и манера письма, система поэ тического мира естественно складываются у него из черт национального характера, традиционной поэтики, неотъемлемых от природы и жизни Бурятии. Неторопливость, изобразительная повествовательность, укрупненность и некоторая декоративность сравнений, композиционная стилизация, на поминающая черты народного изобрази тельного искусства,— все это не только привносит в лирику А. Бадаева формирую щее ее своеобразие, но и делает ее тяго теющей к эпосу. Байкал из «предмета» изображения пре вращается в сквозную тему, раскрываемую целым рядом стихов, которые, перекли каясь, звучат как общая поэма. Седоголо вый, могучий, крепкий, своенравный старик Байкал у А. Бадаева — воплощение всего самого родного и дорогого в прошлом края, забота и тревога сегодняшнего дня и символ неисчерпаемости народного духа. Одухотворение природы у поэта рождено родственным отношением к ней, причем переносный смысл метафор он вплотную приближает к прямому. Его «детство пахло степью» и прошло под взорами гор — «старцев, сидящих за чашкою чая», и он пишет о земле, как о кровной родне: Земля разомлела, тепла и жива, полна материнского зноя. И шею щекочет и колет трава отцовской небритой щекою. Этот пример показателен. Предметы и явления мира в стихах А. Бадаева как бы отражаются друг в друге, связываются в движении, в жизненной круговерти. Он сравнивает облака с белыми кобылицами и тут же слышит стук копыт степного табу на в грохоте горной речки; Байкал он ви дит табунщиком, а седина мудрого старца напоминает ему байкальскую пенную вол ну; неторопливое солнце, оглядывающее землю, рождает образ зоркого охотника, а родина-степь соотносится в эпическом ряду с твердыми, созидающими все на свете трудовыми ладонями. Одухотворенность природы в стихах от крытого гражданского звучания рождает выразительный драматический эффект. В стихотворениии «На Пулковской высоте» он пишет о деревьях, которые пережили войну, и завершает стихи пронзительным образом: И ветви их привычно для солдат болят к дождю и. как протез, скрипят... ■ Свойства природных явлений в стихотво рениях А. Бадаева порою перерастают в символы, когда он пишет стихи, тяготею щие к философской лирике, стихи лаконич ные, стихи с четко и логично выраженной мыслью — по форме традиционные для поэзии Востока восьмистишия. Иной украсит скакуна ярчайшею попоной, нацепит лент, а на седло — отделку серебра, хоть становись пред скакуном, молись. как пред иконой... Но резвым делает коня не эта мишура. Вот так порой в ином стихе сверкает позолота: румянощекие слова, метафор пышный ряд... Но только мысль дает стиху и крылья для полета, и точность образу в строке, и слову — дивный лад1 И возвращение в детство дорогами па мяти, и гимн сегодняшнему дню — «Счаст ливое время мое», и рассказ о людях труда, своих земляках— «Песни Сурхарбаа- на» — эти стихи неотъемлемы от темы при роды, полны ее картинами, но вот, как бы отдаляясь от полотнд, мы видим, как от дельные штрихи и мазки, отдельные цвето вые пятна сливаются, и перед нашим взо ром возникает широкая картина жизни Бурятии. Объясняя этот феномен, М. При швин писал: «...у всех художников приро ды... проникновенный взгляд в природу, их интимный пейзаж есть не что иное, как попытка проникнуть глубоко в душу чело века, в ее неудержимое движение...». Можно сказать, относя это к работе Алексея Бадаева,— попытка удачная. Э. ПАДЕРИНА А. Прохоров. В дороге. Стихи. Барнаул, Алт. кн. изд., 1975. В издательской аннотации к книге стихов А. Прохорова перечислены основные фак ты биографии автора: у него большой жизненный опыт; вот уже добрых два де сятка лет он является профессиональным партийным работником; стихи пишет с ран ней юности, публиковался в периодической печати, но отдельную книгу выпускает впервые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2