Сибирские огни, 1977, №7
дится получать на выпускном вечере свою медаль. Но за те несколько недель, что показаны в повести, в его жизни случилось первое настоящее несчастье: умер отец. Образ Иванова-старшего, по сути, клю чевой в произведении. Бывший комбат морской пехоты, а затем главный агроном совхоза, всю жизнь прожил для людей, и нет для сына большего авторитета, чем его строгое, скупое слово. Отец неизлечимо болен, он знает, что обречен, но его опти мизм, предельная честность — словно ка мертон, по которому настраивается харак тер Андрея. В. Верютин не идеализирует этот образ, не вкладывает в его уста многозначитель ных монологов, коими порой так грешат писатели, обращающиеся к вечной теме «отцов и детей». Его Антоныч может и малость поворчать на сына, и бросить не избежное «классическое»: «А мне в твои годы...», и с иронией намекнуть на «жид коватый пока интеллект». Но навсегда ос танется для Андрея сила его жизненного примера, человечности и доброты. Повесть «Золотая медаль» невелика по объему, но автор удачно сумел использо вать возможности «исповедальной» прозы, показав глазами юноши не только своих однокашников, но и людей старшего поко ления, оказавших большое влияние на ста новление Иванова-младшего. Пожалуй, им- то в повести особенно повезло: и мать, и старый учитель Альфред Никифорович, и даже эпизодическая фигура школьного сторожа дяди Митрофана — все эти обра зы выписаны точными, лаконичными маз ками. Что же касается отправной точки нрав ственного конфликта — сцены с исправле нием злополучной ошибки, то, прочтя ее, невольно вспоминаешь о такой же юной учительнице из «Урока французского» В. Распутина. Там — преступление чрез черту педаго гического «табу» глубоко, по-человечески достоверно оправдано суровой действи тельностью горькой военной годины. Там— наивная хитрость душевного человека, в меру возможности спасающего маленько го сироту. Здесь же — компромисс с со вестью ради исправления «нелепости», ко торая «могла непоправимо погубить все». Но так ли уж «все», как считает Вероника Иринарховна? Разве, не получи Андрей медали, не смог бы (а он ведь лучший ученик) поступить в институт? Ведь автор убеждает нас в этом — мужественным ре шением Андрея заново окончить десятый класс (уже вечерней школы), чтобы теперь «законно» поступить на агрономический факультет. Есть в повести и недостатки. Слишком бегло, на наш взгляд, обрисован образ Юльки, хотя первая любовь — повод впол- : не достаточный для более глубокого рас крытия характера ее отношений с Андре ем. Не всегда одинаково точно пользуется В. Верютин и словом, порой Откровен но повторяясь в портретных характери стиках. Но все это — издержки роста, и следу ющая повесть — «Расторжение», давшая название сборнику, убеждает в том, что молодой литератор — на верном пути. ...Едет в поезде внук с дедом. «Петька зашевелился, забормотал что-то во сне, вцепился покрепче в жесткую, как доска, ладонь деда, потерся розовой, го рячей щекой, успокоился. — Внучок? — вяло полюбопытствовала боровшаяся с дремотой дородная тетка. — Ну. — А пошто без мамки? Старик Тимохин покосился на нее враж дебно: — Была, да вся вышла. Тетка заерзала в предвкушении интерес ного разговора, но наткнулась на мрачный взгляд старика Тимохина — только вздох нула страдальчески: — О господи!» Так неожиданно острой и точной сценой начинает В. Верютин историю о том, как распалась, казалось, хорошая и крепкая семья. Что ж, и эта проблема с недавних пор стала одной из злободневных. Не слу чайно дискуссии о причинах «растор жений» перешли со страниц «Литератур ной газеты» на полосы «Комсомолки» и стали предметом серьезных монографий, жарких споров в молодежных общежи тиях... Что только не вспоминают в этой свя зи! И возрастающее число разводов из-за пьянства, и пресловутую феминизацию се годняшних мужчин, и стереотипное «не сошлись характерами»... Но вот перед нами хорошие, по-своему добрые люди, еще вчера, казалось, жив шие счастливо и дружно. И маленький Петька, шагавший в садик под безоблач ным синим небом. Еще вчера он, мама Марина и папа Матвей были семьей. Бы ли. Сегодня семьи нет. И пускается из далекого села дед в го род, чтобы разобраться в случившемся, уладить, если еще можно, беду. Вот, в сущности, и весь сюжет повести, но В. Верютин выходит за привычные рам ки рассказа о неудавшейся супружеской жизни и глазами старика внимательно ог лядывает не только Матвея и Марину, но и тех, кто был рядом, кто — так или ина ч е — знает их. Эта попытка разобраться в происшедшем не приносит успокоения старику. И только судья, к которому в конце кон цов отправляется дед, объясняет причину: «Духовная неоднозначность». «— Не по се ве, выходит, дерево срубил,— подытожил старик». В этой простой фразе заключа ется диагноз сложнейшего социального явления, ставшего в некотором роде «зна мением времени». Анализ этого явления ведется неторопливо, с характерными для авторской манеры письма реминисценция ми, и в результате даже, на первый взгляд, второстепенные герои (как, например, ста рый металлург Петр Фомич или студент Женька) оказываются теми крохотными, но яркими фигурками-мазками, без которых нет законченной картины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2