Сибирские огни, 1977, №7
авиационном зазоде и воровски, по частям вывезли люкс-лодку. Полмесяца назад взя ли с одного из притоков Нижней Тунгуски шестьсот килограммов тайменьего балыка и вот идут за хариусом... Тем време нем взматереет. птица, вызреет орех. Бен зопилой они сведут сотни гектаров кедра чей. За один только сезон три добрых молодца вырывают из тайги дани на сотни тысяч рублей, живут размашисто, разбой ничают открыто...». Проблема — человек и природа, приро да и личность — сложна и многоаспектна. Решать ее можно, исходя из различных по зиций: философских, эстетических, нравст венно-этических. Вряд ли возможно четко придерживаться какой-то одной из них, но определенное тяготение автора к нравст венно-этической стороне проблемы оче видно. Особенно заметно оно в разработ ке наиболее значительных образов— Акима и Гоги Герцева... Очищающее действие природы общеиз вестно. Обнажение перед лицом природы подлинной человеческой сущности посто янно использовалось Тургеневым, Чеховым,. Буниным. В этом смысле повесть В. Аста фьева традиционна: в столкновении или взаимодействии с природой узнается истинное лицо человека. Холеный, высокомерный сноб Гога Гер- цев, разыгрывающий из себя сверхчелове ка, видйт в природе прежде всего убежи ще от. людей, приют своей мнимой свободе, а тайга, ее величие и Мощь — прекрас ный фон, на котором Гога может со вкусом прочувствовать свое превосходство над «толпой». «Еще в детстве... он задал себе задачу научиться всему, что нужно для независимой жизни, закалить дух и тело, чтобы затем идти куда хочется, делать что вздумается и считаться только с собой, слушать только себя». Он скользок, рас плывчат,— «неуловимо загороженный ус мешкой, неприязненно грубый с людьми». Аким — полная противоположность Гоге. Вся жизнь его прошла в тундре, тайге и реках. Вне природы Акима представить не возможно. Тем отчетливее проступают в нем доброта и человечность. Вспомним, как, забросив промысел, самоотверженно выхаживает Аким Элю. Малограмотный, малокультурный Аким твердо придержива ется основной заповеди человеческого общежития, впитанной им с молоком ма тери: «Человек человеку — друг», и ни ми нуты, в отличие от Герцева, не сомневает ся он в том, что человек не может жйть один. Он простодушен, простоват, безалабе рен. Но в моменты наивысшего напряже ния сил, в минуты смертельной опасности способен даже на подвиг. Литература со брала обширную коллекцию подобных «людей от земли», и, наверное, не стоило бы повторяться, если бы автор исходил только из литературоведческой заданно- сти. Но художник исследует жизнь, а она никогда не дает двух абсолютно одинако вых характеров. Поэтому, при всей своей традиционности, фигура Акима своеобычна и колоритна... Несколько слов о языке повести. В. Аста фьев всегда отличался тонким чувством слова, ритма, стилистическим чутьем, бога тыми лексическими возможностями. Пи сатель улавливает не только полутона, но и массу тончайших словесных оттенков, придающих изображаемому предмету точ ность и особенный аромат. Но язык пове сти настолько густ, что читать временами становится вязко. Перенасыщенность об разностью оборачивается иногда злоупот реблением редким, а то и просто сорным словом. А. ГОРШЕНИН Валерий Верютин. Расторжение. Повести. Барнаул, Алтайское кн. изд., 1976. Андрей Иванов, гордость станичной шко лы, первый кандидат в медалисты, сделал в экзаменационном сочинении ошибку! Одну-единственную описку, из-за которой мог остаться без золотой медали. Мог, но не остался. Молодая литераторша Вероника Иринар- ховна совершила невероятный поступок: заставила его уже после экзамена испра вить злосчастную букву в сочинении. «Я сама — понимаешь? — са-ма решилась на такое потому, что ты, Иванов, лучший ученик школы, самый твердый кандидат в золотые медалисты. А эта нелепость могла непоправимо погубить все»... Андрей получил медаль. Но прошло пол тора десятка лет, прежде чем он написап своей учительнице: «Здравствуйте, Вероника Иринарховна! Я получил ваше письмо. Вы спрашиваете: как сложилась моя жизнь и почему я столько лет не давал о себе знать? Простые вроде бы вопросы. Но я не мо гу ответить сразу...» Да, не просто сложилась жизнь героя повести В. Верютина «Золотая медаль». Он отказался от заработанного такой ценой права свободно поступить в институт и вы брал свой путь... Итак, еще одна повесть о «юноше, обду мывающем житье». История вчерашнего десятиклассника, вдруг столкнувшегося с проблемой нравственного выбора. Герой молодого алтайского прозаика, на первый взгляд, очень похож на многих своих товарищей из «молодежных» пове стей. Но, думается, традиционный юноше ский максимализм, свойственный и его сверстникам из других книг, получил у ав тора «Золотой медали» более убедитель ное художественное обоснование. Нет, Андрюша Иванов вовсе не тот пре- словутый «акселерат», чей стремительный рост озабоченно анализируют ученые и педагоги, чьи преждевременные исповеди порой опережают самое «взрослую» прак тическую деятельность. Он просто славный деревенский паренек, инфантильно-благо душный и совестливый настолько, что сты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2