Сибирские огни, 1977, №7
Виктор Астафьев. Царь-рыба. Повество вание в рассказах. М., «Наш современник», 1976, №№ 4, 5, 6. Лирический герой новой повести В. Астафьева «Царь-рыба» едет на Енисей, в родные места своего детства, чтобы с наслаждением окунуться в поэзию перво зданной таежной мощи, дикости и очарова ния, почувствовать ее «космическую прост- ранственность и величие». Зримо, образно и убедительно рисует автор пейзаж. Сила писательского мастерства в этих картинах с натуры поразительна. Настоящий гимн природе, ее торжеству поет В. Астафьев в одной из первых новелл повести— «Капля»: «На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолго- 1 ватая капля и, тяжелой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим паде нием». В этой капле словно бы сконцентри ровалась непрочная гармония нашего бур ного мира, зыбкая кратковременная успо коенность, готовая вот-вот сорваться под очередным порывом века, в котором нет тишины ни природе, ни сердцу человече скому. «Ах, если бы возможно было оста вить детей со спокойным сердцем, в успо коенном мире!» Перелистывая страницы, посвященные красоте окружающей природы, постепенно начинаем ощущать, что с каждой новой строкой наше созерцательно-благодушное настроение незаметно исчезает и чем даль ше, тем понятнее становится, почему вдруг душа писателя «наполнила все вокруг беспокойством, недоверием, тревогой, ожи данием беды». Проступая сначала в отдель ных замечаниях, репликах (скажем, о горе-туристах, путешествующих, как набег совершающих), затем все явственней, все отчетливей начинает звучать дума о судьбе русской природы, боль за раны, наносимые ей человеческой рукой. Нет, все-таки не ради вкушения преле стей природы, не для отдохновения на ее лоне от городской суеты окунается пи сатель в таежные дебри, в быт и нравы «края вечнозеленых помидоров и непуга ных браконьеров». Цель его значительна и ответственна — оружием художественного слова защищать родную природу от пося гательств ее недругов. В. Астафьев — не первый, кто направил свой талант в эту область человеческих взаимоотношений. Эта тема в последние годы стала даже модной, особенно среди писателей молодого поколения. «Вне зако на» Ю. Сбитнева, «Елки-моталки» В. Чиви лихина, «Правая сторона» Е. Гущина...— да же неполный перечень произведений, в которых разоблачаются браконьеры и обы вательско-потребительское отношение к природе, займет немало места. Однако астафьевская повесть отличается тем, что писатель взялся исследовать не очередной тип хапуги, «таежного пирата», а явление в целом, именуемое браконьерством. Проблему браконьерства В. Астафьев старается осветить всесторонне и глубоко. Писатель не только приводит массу самих по себе интересных и поучительных фак тов, но — что особенно важно — стремится докопаться до сути явления, ставшего би чом окружающей среды. В. Астафьев вовсе не склонен все валить на дремучее неве жество, некультурность и непробудившееся сознание. («Браконьер нынче, как раз на оборот, грамотный пошел, нередко и властью наделенный».) Автор усматривает в браконьерстве не только злую усмешку, кураж, но и напоминание — деды и праде ды добывали дичь круглый год... и при выкли жить по «самондравному» закону: что хочу в тайге, то и ворочу! В «Царь-рыбе» В. Астафьев выводит це лую галерею таких любителей похозяйни чать «в лесу, как в чужом дворе». Жгуче азартный, буйный Командор: дубоватый, но беспредельно жадный, недобитый бан- деровец Грохотало; рассудительный, масте ровитый и даже уважаемый в поселке Игнатьич... . Не схожи они ни внешне, ни характерами. У каждого свои привычки, свой нрав, заботы. Выписывая эти образы, автор не скупится на краски. Впрочем, не смотря на резкость оценок, доходящих до сатирического гротеска, перед читателем предстают отнюдь не плакатные разбойни ки, всему прочему предпочитающие остро гу и динамит, а живые, вполне современ ные люди, имеющие и хорошую специаль ность, и достаток, и положение в обществе (Грохотало — зав. свинофермой, Игнатьич— механик высокой квалификации). Разнолик браконьер, но един нутром. «Только иным удается спрятать себя, притаиться до поры, до времени, но накатывает случай, предел жизни настигает и сгребает всех в одну ку чу, а потом одного по одному распределя ет на места». Зримо и убедительно даны в повести об разы браконьеров таежного поселка Чушь. Любопытно, что В. Астафьев проводит мысль о том, что там, где бессильны рыб надзор и закон, инициативу в свои руки бе рет сама природа и жестоко наказывает обидчиков. Грохотало, Командор, Игнать ич — кадры доморощенные. Они в тайге выросли, здесь их дом. У этих хоть есть ссьГлка на то, что деды и прадеды их испо- кон ловили, били и добывали. Неизжитая традиция касается их легкой тенью — если не оправдания, то, во всяком случае, пони мания причин нечистого промысла. Одна ко существует и другой, качественно но вый, более современный и хищный, не обремененный никакими <традициями тип браконьера, имеющего отменную экипи ровку, техническую оснащенность и не ме нее отменную алчность и наглость. Такой ,потрошит природу,- как гангстер. Он знает только одно — природа должна давать, и он берет, берет не сколько нужно, а сколь ко можно унести. Современные ультрабра коньеры даны автором графически резко, публицистически заостренно, зло, беспо щадно— перед нами враги, которым нет ни оправдания, ни снисхождения: «...Три вот этих разбойника еще недавно были нормальными трудящимися, но утомило их производство. Они сконструировали на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2