Сибирские огни, 1977, №7
ное и поэтически сформулированное пони мание одной из граней советского челове ка состоит в том, что мы — «из Океана», то есть мы из ч е л о в е ч е с т в а , а не из локальной части его, сдавленной нацио нальными рамками. Так А. Ибрагимов выходит на граждан скую тему и демонстрирует свои способно сти в этом сложном роде творчества. Оста ется только сожалеть, что стихов, подобных этому, в сборнике немного. Однако коли чество — не критерий при оценке поэзии, О довольно широком диапазоне поисков и первых обретений свидетельствует и сти хотворение «Воспоминание», не во всем совершенное, но очень тонкое по уловлен ному и сделанному предметом изображе ния мимолетному ощущению — детскому пониманию бессмертия, своей повтори мости на этом свете: И снова сентябрь... и кажется, что все это было... В пустынном неводе осени горят журавли. И смех отчетливый... и глина осыпается с обрыва. И в закружившуюся реку лошади забрели. И кажется, этот сентябрь — только отблеск Сентября, где каждый еще до рожденья бывал. ...И мальчик заблудившийся. услышав оклик. Долго смотрит в небо, не понимая: кто же позвал? Точны примененные для передачи и изо бражения поздней осени, чувствуемого изображения, ирреальные образы: утро та кое, что «слышно, как к позднему храму Проходит душа босиком. И... у реки... за холмами... Три мужика ломами Проламы вают тишину...». Образы, органические, реальные, пост роенные не только на внешних сходствах, но и на единстве глубинном, функциональ ном. делают одним из лучших в книжке стихотворение «Как будто прозрачным железом...». Зимняя обледеневшая кора деревьев «облита прозрачным ж е л е з о м», далее— « с р е з снега», « р ж а в о е стадо»... И куз ница сельская возникает после этого в сти хотворении— она уже нарисована, дана через эпитеты-образы, подкреплена пре красной деталью: И замерло ржавое стадо У кузницы... Чудится звон. В щетине колхозного сада Разбросаны комья ворон. Здесь уже и образ кузнеца — небритого, освещенного угарным пламенем горна,— возникает сам по себе. В этом и есть — поэзия. Но стихотворение идет дальше. Дальше дано пространство в движении — поселок, скирды. И все завершается еще одним об разом, точным и подымающим сельскую кузницу до звезд, а кузнеца— до бога огня: И воздух, твердеющий к ночи. Корундовым кругом блестит. Зимнее ночное небо сравнено с точильным кругом — смело и точно в системе данного стихотворения. Стремление А. Ибрагимова к веществен ности стиха, к потоку образных сравнений и сопоставлений наиболее полно сказалось в поэме «Реквием космонавтам». Это про изведение, если так можно выразиться, му зыкально, здесь мозаика образов составле на по тональности, по ощущениям, по сигналам. Соседства сравнений порою рож дают интересные ассоциации, дают эффект . движения. Разного — и света тела люби мой, и стремительного полета плотов, и броска человечества в космос, и лязгающе го хода танков по живой земле... Оптимистичные по чувству и отношению к миру и жизни строки «Реквиема космо навтам» — своеобразный гимн чистым и здоровым чувствам человека, его помыс л а м— добрым и гуманным. Правда, и в этом произведении встреча ются досадные огрехи, но в целом оно украшает книжку, свидетельствуя о попыт ках А. Ибрагимова выйти на большие ху дожественные обобщения, попытках удач ных и плодотворных. Появление книги А. Ибрагимова — факт отрадный и обнадеживающий. Он ценен ме только тем, что явил нам, читателям, новое и достаточно оригинальное имя, но и тем, что явился доказательством живой право мерности тезиса, который все любят цити ровать, но которому далеко не все хотяг следовать в практической (издательской) деятельности. Тезис этот — «больше поэтов хороших и разных». А. Ибрагимов — «разный», о мере хорошего в нем я сказал выше. И отрадно, что книга его вышла (в лучших своих сти хах) такой, какая она есть. Ведь ни для кого не секрет, что иные редакторы понимают— «хороший и разный» как «обычный, при вычный, благопристойный, благообразный, такой, как все». Это убивает поэзию. Метод социалистического реализма на столько широк, что в его русле могут пло дотворно работать поэты разных, зачастую полярных течений, а традиции русского стиха настолько богаты, что поэт во лен следовать не только путями Блока или Исаковского, но и путями Хлебникова, ран него Заболоцкого или Багрицкого. Все дело в культуре стиха, в безжалост ности к себе, в борьбе с красивостями и неточностями, в усложнении задач своего творчества. В понимании творчества своего как части дела всего народа. А. Ибрагимову предстоит еще прийти к пониманию человека — не «буковки», не одуванчиковой пушинки, а человека — Слова Вселенной, ее Разума. Предстоит двигаться от букв-образов к словам. И не столько к их форме, сколько к их содер жанию, смыслу. Предстоит двигаться к по стижению смысла своего занятия этими Словами. Предстоит, если он (а я в это ве рю) не удовлетворится процессом «дутья на одуванчик»... АЛЕКСАНДР ПЛИТЧЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2